Индекс материала
Рыборазведка и зверобойный промысел
стр.2

 

В  годы войны и первые  послевоенные годы в Советском Союзе ежегодно добывалось от 200 тысяч до 300 тысяч голов  тюленей, их  били, в основном, ради мяса. В 1960 - 70 -е годы добычу сократили  на порядок, в   таком количестве мясо уже не требовалось. Добыча,  тем не менее, продолжалась, но промысел постепенно становился полностью меховым, который тоже вскоре стал убыточным.

В условиях комплексного хозяйства СССР, когда убытки от одного вида деятельности покрывались сверхприбылью от другого вида (рыболовства, например), этот вид хозяйствования оправдывал себя. Но после развала СССР, приватизации промышленных предприятий на первый план при анализе хозяйственной деятельности вышла себестоимость продукции, которая оказалась слишком высокой. Это привело к свертыванию коммерческого зверобойного промысла с соответствующими социальными последствиями (в виде оттока населения с Крайнего Севера и Дальнего Востока).

В настоящее время морской зверобойный промысел в ограниченных размерах сохранился в местах проживания коренного населения Чукотского автономного округа, где морские млекопитающие добываются не только для обеспечения населения мясом и жиром , но также для традиционных промыслов с использованием шкур и костей морских млекопитающих, клыков моржа. В других районах Крайнего Севера и Дальнего Востока также сохраняется добыча морских млекопитающих в целях питания, однако в значительно меньшем количестве, чаще всего без регистрации в контролирующих органах Росрыболовства.

Отдельно стоит рассказать о  промысле белька – детеныша  гренландских  и каспийских тюленей.

Ценнейший бельковый мех держится около трех недель после рождения детеныша. Потом его белый мех начинает линять: белёк превращается в хохлушу. По окончании линьки шкурка детёныша становится гладкой и серой, как у взрослого тюленя. Теперь он считается молодой особью и зовётся серкой.

Россия была одной из немногих стран в течение многих лет,  продолжавшая вести промысел белька, детенышей тюленя, после того как  в Европе и в США он был запрещен .

18 марта 2009 года зверобойный промысел детёнышей тюленя на Белом море был, наконец, запрещён. Масштабная кампания Центра защиты прав животных «ВИТА» с участием российских звёзд и общественности против убийства тюленей - «ЗОНА, СВОБОДНАЯ ОТ УБИЙСТВА» - была названа Минприроды РФ «Лучшим экологическим проектом года».

Авиарыборазведка

Справка общ..

Косяки рыбы  выделяются на фоне морской воды своими контурами и цветом. Опытные наблюдатели могли на глаз определить не только количество рыбы, но и ее породу (воздушный разведчик в ясную погоду видит косяки, погрузившиеся на 25—30 м).

Авиация по сравнению с поисковыми судами может охватить разведкой значительно большие площади. Но самолеты должны иметь аэродромы или посадочные площадки, что ограничивает район их действия прибрежными зонами.

Второй недостаток авиаразведки -- с воздуха можно обнаружить косяки, верхняя кромка которых располагается на глубине не более 10—15 м, редко – до 30 м.. Эффективность поиска резко снижается при ветре и волнении, небольшой высоте солнца и облачности.  Кроме того, донную рыбу авиаразведка  обнаружить вообще не может.

Несмотря на это, авиация применяется широко. Обладая двусторонней связью с промысловыми судами, самолеты наводят суда на косяки, корректируя их работу сверху. Вертолеты иногда просто зависают над косяком. Ориентируясь по ним, суда делают замет или траление.

Все полученные данные  авиаразведки наносятся на промысловые карты, разбитые сеткой на множество отдельных квадратов. Квадраты нумеруются в последовательном порядке. Пользуясь картой, руководство флотилией, получив данные разведки, направляет промысловые суда в соответствующие квадраты и поддерживает с ними по радио непрерывную связь. В целом, благодаря авиаразведке, намного ускоряется поиск рыбы,  что  дает существенную  экономическую выгоду.

В дореволюционной России рыболовство было развито главным образом на Каспийском, Аральском, Азовском, Белом морях и в прибрежных водах Баренцова моря. В советское время промысловое рыболовство, сохранившись в этих морях,  стало развиваться на Дальнем Востоке и на Камчатке ( особенно после Второй мировой войны, закончившейся присоединением к СССР Южного Сахалина и Курил). В это время и стала развиваться  здесь авиационная разведка,  позволившей промысловикам «Дальрыбы»  более продуктивно осваивать необъятные пространства, местных морей.

*   *   *

К использованию самолетов советские рыбаки пришли  по случаю острой необходимости.

В 1928 г., в целях расширения рыбных ресурсов страны, Наркоматом рыбной промышленности было принято решение о разведении в Аральском море  ценной породы сельди, водившейся в Каспийском море. Молодь (оплодотворенные икринки)  повезли по железной дороге. Расстояние небольшое, но,  тем не менее, за время  почти двухсуточного путешествия  из икринок успевали вывестись мальки, которые  быстро погибали. Пробовали как-то усовершенствовать  технологию перевозки, но после неоднократных   безуспешных попыток  для перевозки икринок решили использовать самолет.  Летчики доставили  ценный  живой груз  из Астрахани на   остров Токмак-Ата  в Аральском море  за 9 часов при самом минимальном проценте гибели мальков. Их тут же выпустили на волю, они хорошо акклиматизировались и через несколько лет  в Аральском море появилась ценная порода  промысловой сельди.

Что касается непосредственно рыборазведки, то она могла появиться не раньше  того времени, когда в стране появилось достаточное количество гражданских самолетов,  недорогих в аренде, с достаточно большой продолжительностью полета  и  способных в  случае необходимости совершить безопасную посадку на воду. Полностью таким критериям отвечала в начале 30-х  летающая лодка Ш-2.*

*  В 1928 году молодой ленинградский конструктор Вадим Шавров вместе с сослуживцами Виктором Коровиным и Николаем Фунтиковым решили собрать самолет-амфибию. Разработка и сборка самолета проходили на чистом энтузиазме на квартире Виктора Коровина. Через 13 месяцев готовые части самолета − лодку фюзеляж, крылья и оперение вынесли через балкон квартиры Коровина на улицу и закончили сборку в Гребном порту на Неве.

Ш-1 − такое обозначение получил маленький самолет с мотором в 65 л.с. − поднялся в воздух 21 июня 1929 года. Летные испытания прошли успешно. Моделью заинтересовалось военное ведомство и через год по  его заданию  был создан второй, несколько увеличенный в размерах, экземпляр машины под серийный мотор М-11 мощностью 100 л. с. Самолет-амфибия Ш-2 был удивительным воздушным судном, рассчитанным на пилота и двух пассажиров, способным осуществлять взлеты и посадки, как с земли, так и с воды. Зимой вместо колесных шасси использовались лыжи. Этот  многофункциональный самолет успешно использовался рыбаками, геологами, лесниками и был незаменим в санитарной авиации..

Самолет Ш-2 СССР-Х-104, треста «Главрыба». Механик, балансируя на узкой носовой палубе  лодки, запускает мотор.

Первые крупные серии Ш-2  начали  выпускаться в Таганроге с 1934 г и, естественно, азовские рыбаки  первыми увидели в нем  незаменимого помощника. До этого они использовали для этой цели самолет У-2, но у него была очень малая продолжительность полета. Далеко от берега на этом тихоходе  удаляться было нельзя, поэтому и обнаруживать с него можно было только косяки хамсы, которая, в основном, и водится в прибрежной зоне. У - 2 рыбаки  так и прозвали -  «хамсятником».

В июле 1934 года на базе авиационной промразведки рыбы было создано морское поисковое подразделение «АзЧерпромразведка» для сбора сведений по биологии рыб, их миграциях, условиях среды и выдачи промысловых рекомендаций рыбакам и штабу промысла. На баланс предприятия, в котором числилось более сотни сотрудников, поступило 7 новых поисковых судов и 3 летающие лодки.  Для выполнения полетов на рыборазведку требовались особые специалисты, образно говоря,  опытный промысловый рыбак, способный  вести в воздухе и ориентировку.

Первое время   штурманские обязанности выполняли  пилоты «Добролета», но с увеличением объемов поисковых работ подразделения Главрыбы  стали готовить своих летнабов или из числа демобилизованных из военной авиации, или  направляли  на краткосрочные курсы  Осоавиахима промысловиков, имевших опыт  корабельной рыборазведки.

Тем не менее, при первых  производственных вылетах начинающие авиарыборазведчики  порой  путали стаи дельфинов с рыбными косяками, чем вводили в заблуждение промысловиков. Поэтому начальство рыбопромыслового треста после нескольких таких курьезов  обязало новоиспеченных летчиков-наблюдателей какое-то время  стажироваться у опытных летнабов рыборазведки. Так, «молодняк»   познавал все тонкости практической работы в воздухе и  начинающие летнабы вскоре твердо отличали при хорошей погоде  породы рыб. Дальше  требовалось еще несколько тренировочных полетов уже для распознавания других параметров рыбной стаи, необходимых для включения их в донесение для капитана флагманского  рыболовецкого судна – размеры косяка, возраст, координаты, направление перемещения.

Но, даже когда летнаб  научится    самостоятельно  определять породу рыбы  в косяке, этого мало для его признания  «морскими волками» - капитанами рыболовецких флотилий. Нужны  большие выловы. Будут такие -  летнаба,  будут знать  и уважать  все промысловики бассейна. Как, например,  Афанасия Ивановича Корецкого – одного из  первых  профессиональных  авиационных  рыборазведчиков.

… Он начинал «рыбачить» еще на У-2, поднявшись  на нем в небо в 1931 г. на поиск  кефали в Черном море, выходившей сюда  с Азовского после нереста и нагула. Корецкий был в числе первых, кто  обратил внимание на то, что   с воздуха можно обнаруживать не только мелководную хамсу, но и кефаль,  скумбрию, сельдь, тунца. Косяки этой промысловой рыбы при хорошей погоде резко выделяются на сине-голубом  фоне моря в виде  буро-фиолетовых шевелящихся пятен.

Особенно Корецкий удивил рыбаков тем, что  первым сумел с воздуха обнаружить   в Черном море  косяк средиземноморской   ставриды. Рыбакам иногда попадались в сети особи этой рыбы, но вот косяков  не обнаруживалось. И сам Корецкий рассмотрел с воздуха косяк только благодаря творческому подходу к своей работе и природной наблюдательности.  Наблюдая за охотившимися за рыбой  черноморскими  буревестниками,  он  обратил внимание на то, что те слишком  долго находятся  под водой после глубокого  нырка с высоты. Буревестники, в отличие от чаек, хватающих  рыбу на поверхности, ныряют на глубину. Корецкий стал более внимательно следить  за буревестниками и однажды, подлетев к месту, где они чаще всего охотились, разглядел на глубине рыбный косяк.   Вывел на него ближайшие рыболовные суда и после замета рыбаки сообщили  радостную весть - это была  средиземноморская ставрида. Первое время рыбаки считали, что   средиземноморская ставрида, пришедшая в Черное море неизвестно как, не  приживется на новом месте, но  вскоре  она  все чаще стала появляться в их сети и ее стали включать в план добычи. .

В другой раз,  длительно наблюдая за  дельфинами, охотившимися за косяком  пеламиды, которую Корецкий уже  мог определять  по тому, что косяк имеет форму шара, летнаб обратил внимание, что  хвост шара  раздвоен. Понаблюдав за пеламидой еше несколько полетов, он определил, что раздвоенность шара – постоянный признак косяков этой рыбы. В дальнейшем он уже с первого взгляда  мог безошибочно определять эту рыбу, а описание ее признаков было включено в инструкцию по рыборазведке.

В середине 30-х при помощи самолета-амфибии Ш-2 в Азово-Черноморском рыбопромысловом бассейне авиаразведка промысловых видов рыбы: скумбрии, пеламиды, ставриды и тунца  велась уже в плановом порядке. С ее помощью в августе 1935 г. в территориальных водах СССР вблизи южного берега Крыма было выявлено  такое большое скопление младших возрастных групп скумбрии (так называемого «чируса»), что проводилась мобилизация местного населения для скорейшей переработки рыбы-сырца…

…На Дальнем Востоке рыборазведка развивалась параллельно со зверобойным промыслом. Начиналась она  в начале 30-х на Сахалине, где базировался  весь зверобойный дальневосточный  флот. Отсюда стартовали и самолеты авиаразведки. Потом несколько  рыбопромысловых судов перебазировали в  Магадан и Петропавловск-Камчатский и  авиаразведка  стала осуществляться и  оттуда.  К 1937 г. авиаслужба  «Дальгосрыбтреста» стала самой круп­ной среди подобных организаций в системе Наркомата рыбной про­мышленности СССР.

Итоги  рыборазведки и зверобойного промысла   на конец  30-х годов ( по данным журнала «Гражданская авиация» за июнь 1938 г.)

Теперь на крупнейших рыбных или зверобойных промыслах постоянно пользуются услугами самолетов-разведчиков. Улетая далеко в море, такой самолет разыскивает косяки рыбы или лежбища морского зверя и по радио сообщает об их местонахождении рыболовным или зверобойным судам.

В Одессе и Керчи, в Астрахани, в Мурманске и Архангельске, в Охотске и на Камчатке – почти над всеми морями и океанами, омывающими  берега  Советского Союза, летают самолеты-разведчики, обслуживающие  наши рыболовные и зверобойные промысловые организации.

В 1937 г. пилоты Главрыбы налетали на поисковых работах около 2000 часов. Еще больший налет был запланирован на 1938 г. и последующие годы третьей пятилетки. На смену Ш-2  в подразделения рыборазведки  поступают самолеты МБР-2 - морские разведчики, имеющие намного большийдиус действия (600 – 700 км).

Самолет рыборазведки МБР-2 бис с толкающим винтом

Послевоенное развитие авиаразведки на рыбном и зверобойном промыслах

Как и в ледовой разведке основными средствами авиаразведки на зверобойном и рыбном морских промыслах  после войны были самолеты Ли-2 и Ил-14. Для таких авиаработ   требования к  специальному оборудованию были в принципе одинаковыми. Несколько промысловых разведчиков Ли-2ПР использовались комплексно: и для наблюдения  за  ледовой обстановкой, и в интересах зверобойного и рыбного промыслов. Главным достоинством этих самолетов  было наличие  в носовой части удлиненной и остекленной кабины наблюдателя. Несколько рабочих мест  гидрологов были оборудованы и в пассажирском салоне. Заднее багажное отделение оборудовали средствами сброса грузов. Ли-2ПР оснащался сиреной С-1, авиационным индикатором НИ-50, бортвизиром АБ-52, самолетным громкоговорящим устройством СГУ-15, а некоторые машины несли и аэрофотосъемочную аппаратуру.

Носовая кабина самолета промысловой разведки  Ли-2 ПР

Ил-14РР — рыбный разведчик.

Также, как Ли-2 ПР, использовался для ведения ледовой разведки, аэрофотосъемки, поисково-спасательных работ, доставки грузов и почты в недоступные для другого транспорта места. В дополнении к оборудованию Ли-2 ПР, на  Ил-14 рыборазведки  стояла РЛС «Гроза-40», обтекатель антенны которой находился под фюзеляжем, за нишей передней опоры шасси. По правому борту размещались фотолюки с дистанционно управляемыми створками. Слева по борту внутри фюзеляжа располагалась дополнительная 1730-л топливная система, демонтируемая при установке бензобаков на законцовках крыла.

Ил-18ДОРР (океанский разведчик рыбы). До начала 1980-х гг. для охраны рыбных запасов и ведения рыборазведки использовали самолеты Ил-14, дальность полета которых позволяла патрулировать 200-мильную прибрежную зону страны всего лишь в течение двух часов. В 1983 г. для контроля лососевой зоны, находящейся к востоку от Камчатки и Курильских островов, впервые вылетел обычный пассажирский Ил-18Д. Он обеспечивал время патрулирования 7...9 ч. На основе опыта использования самолетов Ил-14 и Ил-18Д  министерства гражданской авиации и рыбного хозяйства составили технические требования на модификацию пассажирского самолета Ил-18Д в океанский разведчик рыбы  Ил-18ДОРР

Помимо поиска  скоплений рыбы новый самолет должен был определять концентрацию фитопланктона в море, оценивать запасы водорослей, вести учет морских млекопитающих, измерять температуру воды и составлять карты тепловых полей, определять площади загрязнений на поверхности моря.

Для выполнения этих задач на борту самолета установили специальную аппаратуру, в состав которой входили средства инфракрасной радиометрии, лазерной локации, многозональная аэрофотосъемочная камера. Обслуживание бортовых измерительных комплексов инструментальной разведки вели 16 наблюдателей и операторов. Визуальные наблюдения за водной поверхностью и ее фотографирование могли производиться через шесть полусферических блистеров, а для аэрофотоаппаратуры в нижней части фюзеляжа сделали окна с плоскими оптическими стеклами. При необходимости аппаратура, установленная на самолете, позволяла проводить ледовую разведку и проводку караванов судов.

В апреле 1985 г. опытный самолет Ил-18ДОРР совершил свой первый полет. Всего было построено два самолета Ил-18ДОРР. С 1986 г. они стали использоваться для обнаружения рыбных запасов и инструментального изучения морской среды. Была создана система наблюдений, позволявшая прогнозировать наиболее богатые рыбой районы Баренцова моря. Однако, в 1992 г. работы по промысловым прогнозам прекратились. Авиапредприятие, которому принадлежал Ил-18ДОРР, посчитало для себя невыгодной эксплуатацию самолета в научно-практических целях и, демонтировав научную аппаратуру, стало использовать самолет для коммерческих перевозок.

Ил-18Д "Помор". Этот самолет также предназначался для промысловой разведки, но, по сравнению с Ил-18ДОРР, имел более совершенный радиолокационный инструментальный комплекс, который позволил повысить эффективность исследований, - он сканировал море с любой высоты, в любую погоду. Самолет принадлежал ГосНИИ ГА. Во время эксплуатации он оказывал огромную помощь отечественному рыбодобывающему комплексу.

Со второй половины 80-х  в Советском Союзе начинают проявляться кризисные явления в экономике. Не обошли они и рыбное хозяйство, некогда считавшееся передовым в мире, в чем  убеждает сайт pravda.ru,  материалом с которого под названием  «Рыба родом из СССР» можно и закончить этот раздел.

 

…Во времена СССР управление морским (океаническим) промыслом осуществлялось жесткой вертикальной  структурой Министерства рыбного хозяйства.
В наиболее важных районах промысла работали суда нескольких бассейновых объединений (главков), в промысле с транспортами и плавбазами участвовали до 150-170 судов с общей численностью работающих  до  10 тысяч человек. Вылов в таких районах  там достигал 1,2-1,3 миллионов тонн. В промысловых экспедициях участвовали плавбазы, транспортные рефрижераторы и танкеры, которые наряду с вывозом продукции из районов лова, обеспечивали рыбодобывающие суда необходимым снаряжением и топливом. Плавучие базы обеспечивали приемку в свежем виде и переработку сырья массовых видов рыб (сельдь, минтай, скумбрия, сардина, ставрида, сардина-иваси).

В качестве иллюстрации масштабов работы Министерства рыбного хозяйства СССР можно привести  такие данные: за  период крупномасштабного строительства флота были построены около 830 единиц СРТ, около 820 СРТМ и 700 РС и значительное количество других типов. Крупнотоннажные суда строились в меньшем количестве, однако судов типа БМРТ было построено свыше 450 единиц, в основном в СССР. 370 судов типа "Атлантик" и "Прометей" построены в ГДР. В большом количестве строились и маломерные суда для прибрежного лова, в том числе для работы в Каспийском, Черном и Азовском морях.

Для обеспечения безопасности мореплавания и промысловых операций строились спасательные суда. Был создан многочисленный научно-исследовательский, поисковый и рыбоохранный флот. Для поиска и наведения судов на косяки рыбы широко  применялась  авиация, включая два специально оборудованных самолета ИЛ-18 ДОРР, использовавшихся в основном в дальних районах Северного и Дальневосточного бассейнов.

Все это позволило увеличить вылов рыбы с 1,4 миллионов тонн в 1940 году до 11,3-11,6 млн тонн (РСФСР — 8-8,5) к концу 80-х годов при среднегодовом потреблении морепродуктов на душу населения 18-20 кг..

После перехода народного хозяйства Российской Федерации к формированию рыночной экономики рыбодобывающий флот стал покидать Мировой океан и  большей частью сосредоточился в морских водоемах, находящихся под юрисдикцией России, что заметно усилило нагрузку на водные биоресурсы страны. В настоящее время многие единицы запаса находятся на грани чрезмерной эксплуатации, хотя некоторые, в силу различных причин, не полностью осваиваются.

В перспективе просматривается целесообразность снижения нагрузки на отдельные виды водных биоресурсов морских районов, прилегающих к побережью Российской Федерации. Надо возвращаться в Мировой океан.(Вадим Брухис. Cоветник генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс", ветеран отрасли).