Индекс материала
Лесная авиация
стр.2

Лесная авиация

( Авиалесоохрана, авиационное обследование лесов)

Авиационная охрана лесов

Даже в незасушливые годы  горимость казенных лесов царской  России оставалась высокой, а в   военный 1915-й год лесные пожары  полыхали практически  повсюду, охватив площадь  более 15 млн. га. Не удивительно, что мысли об использовании самолета для охраны лесов от пожаров появились у  российских  военных летчиков, не раз наблюдавших за ними с воздуха. Летчики по окончании войны и стали первыми пропагандистами патрулирования лесов с целью раннего обнаружения лесного пожара.

К вопросу  использования авиации в  лесном хозяйстве в 1921 году обратилась и  наука.  Инициатором был профессор  лесной таксации Московского института землеустройства Турский Г. М., выступивший  в ходе Лесной конференции с докладом, в котором обосновал  целесообразность использования в системе охраны лесов  привязных аэростатов и самолетов. Тогда же  Турский высказал соображения об использовании  аэроснимков  для таксации леса и  получилось так, что  первые опыты, проведенные уже в 1922 г., относились   именно  к этому предложению профессора.   Леса  Западной и Центральной частей страны пребывали в плачевном, бесхозном  состоянии  и   главной  целью  опытов по использованию аэрофотосъемки  было изыскание новых, наиболее производительных средств для учета лесов,  пострадавших  в процессе  военных действий, бессистемных рубок, лесных пожаров и насекомых – вредителей леса.

Опыты  1922 г. по использованию  аэроснимков  в лесном хозяйстве начали проводиться раньше, чем в какой – либо другой отрасли народного хозяйства. Объяснялось это тем, что для лесного ведомства аэроснимки представляли значительный интерес во многих видах деятельности. Наиболее значимыми  опытами в начальный период использования аэросъемки и в целом – лесной авиации были следующие:

- Осенью 1923 г. В. Ф. Болдырев, Г.М. Турский и А.А. Битрих совершили два полета над подмосковными лесничествами для учета степени усыхания деревьев в насаждениях, а также для выявления возможности проведения таксации леса с воздуха.

- В 1925 г. по инициативе Лесного управления Наркомзема РСФСР была выполнена первая опытно-производственная аэрофотосъемка лесов в Ленинградской области и Калининской. Эти опыты дали положительные результаты и показали возможность усовершенствования методов и техники инвентаризации лесов путем замены части трудоемких полевых работ камеральным дешифрированием.

- В течение 1926-1927 гг. Гостехбюро "Аэрофотосъемка" произвело аэросъемку 9000 кв. км лесной территории Марийской республики с продольным и поперечным перекрытиями, равными 30%. Из полученных аэроснимков были изготовлены уточненные фотосхемы в масштабе 1:8400. В качестве основы были использованы планшеты наземной съемки лесных кварталов.

Надо отметить, что использование  авиации  для охраны лесов от пожаров  в эти годы также предусматривалось в планах ученых и специалистов, но  отечественная авиапромышленность  встала на ноги только в начале 30-х годов, а импортных только и хватало на проведение опытов по аэрофотосъемке.

…Первый полет с целью патрулирования лесов был совершен  6  июля 1931 года  в рамках экспедиции, организованной Ленинградской Лесотехнической  академией, руководителем которой был Самойлович Г. Г. Всего   было произведено около 20 полетов, длительностью 40 часов, в течение которых  было обнаружено 14 лесных пожаров. О месте пожаров, их площади и направлении развития  сообщалось с помощью вымпелов, сбрасываемых с самолета  в ближайшие к месту пожара  леспромхоз или населенный пункт, откуда должны были  выступить на тушение пожаров  собранные местной властью команды .

По результатам работы экспедиции  были выработаны правила организации и выполнения авиапатрулирования лесов и сделан вывод, что для таких работ нужны специалисты лесного хозяйства, имеющие специальные навыки. Такой специалист,  помимо  лесохозяйственного образования, должен иметь и  определенную авиационную подготовку, главным образом,  штурманскую.  В те годы  роль штурманов  выполняли летчики-наблюдатели, вот так и родилась в системе лесного хозяйства новая специальность – летчик-наблюдатель  лесной авиации.

Летчик-наблюдатель – это специалист лесного хозяйства, имеющий соответствующую штурманскую подготовку  и свидетельство, позволяющее ему выполнять лесопатрульные полеты в составе летного экипажа воздушного судна. При возникновении лесного пожара он  определяет необходимые для  его тушения   организационно-технические меры, доставляет к месту парашютистов-пожарных или десантников-пожарных и  в дальнейшем осуществляет руководство и  контроль за ходом тушения  всех действующих пожаров на охраняемой территории.

Первая группа летнабов  была   подготовлена  на курсах Осоавиахима  в 1931 г. и, практически сразу,  с их участием начался цикл опытно-производственных работ в интересах лесного ведомства -  с использованием   разных видаов авиаметодов и в разных регионах Советского Союза.  Авиационное обследование  на  летающей лодке  «Дорнье Валь» проводилось в нижнем течении Енисея, а работы  по авиационной охране лесов - в Карелии, Ленинградской и Московской областях, на Среднем Урале и в Коми АССР. Использовался уже неплохо зарекомендовавший себя самолет У-2, а  в   Карелии и Коми АССР -  успешно прошла экзамен летающая лодка Ш-2, которая  в последующем широко применялась в районах с изобилием рек и озер.

До 1935 г. работы по применению авиации в  интересах лесных отраслей  проводились  преимущественно специалистами  Ленинградского филиала  Всесоюзного научно-исследовательского  института   сельскохозяйственной и лесной авиации.  Но  к середине 30-х  востребованность  практических  работ с применением авиации возросла  настолько, что в  1936 г.  на базе этого филиала  был создан Всесоюзный трест лесной авиации, в котором было  образовано 4 авиаотряда:  Горьковский, Северный,  Уральский и  Красноярский. Авиаотряды располагали своими самолетами, кадрами, специальным оснащением, имели собственную аэродромную сеть, средства технического обслуживания и ремонта самолетов. Функции Треста охватывали широкий спектр использования авиации в лесном хозяйстве: авиационная охрана лесов от пожаров, аэровизуальное обследования лесов, обслуживание лесосплава, аэрофотосъемка лесосырьевых ресурсов,  лесопатологическое обследование и борьба с вредителями леса, аэросев лесных семян и  т.д.

Создание специализированной лесной авиации   заметно  улучшило состояние дел с охраной лесов от пожаров. Если  в конце 1-й пятилетки  авиапатрулирование производилось на площади 7,5 млн.га, то на конец второй пятилетки площадь охраняемых авиацией лесов  увеличилась втрое.  Параллельно   с патрулированием шла  разработка  методов использования самолетов  непосредственно  для борьбы с  пожарами.

В 1935 г.  выпускник лесного института Г.А. Мокеев,  работая в Центральном научно-исследовательском институте лесного хозяйства,  смог преодолеть все трудности и добиться осуществления своей мечты – использовать в лесоохране парашютистов-пожарных. Летом 1935 года парашютная группа в составе трех человек под  его руководством  выполнила 50 тренировочных парашютных прыжков с самолета «У-2» на комплектах парашюта типа «ПТ-1». В процессе опытов было установлено, что лучшая точность приземления достигается при прыжках с высот – 300-400 метров.

Утвердить официально использование парашютистов-пожарных было не легко, помогло то , что в  стране  в 1936 году  наблюдалась большая горимость лесов,  пожарами наносился  большой   ущерб, и местные власти  молили центральные органы о помощи. В этой ситуации Мокееву в Москве  пошли навстречу и ему удалось утвердить в  Главной инспекции ГВФ инструкцию, по которой было разрешено  выполнять  парашютные прыжки  с самолетов лесной  авиации для производственных целей.

19 июня 1936 го­да Мок­е­е­в  и инструктор И. Левин  вы­пол­нили пер­вый про­из­вод­ствен­ный пры­жок  с целью мо­би­ли­за­ции на­се­ле­ния на ту­ше­ние лес­ного пожара в  Горьковской  области  в районе
де­ре­вень Тел­ки и Осин­ки (вблизи первой приземлился Мокеев, у второй – Левин).

Прыжки  по инструкции и должны были  выполняться в пределах населённого пункта. Находившиеся в самолетном парке  Треста лесной авиации  самолеты У-2 могли брать на борт не более двух парашютистов, поэтому они  использовались   не для тушения пожара, а для мобилизации  работников лесхозов и леспромхозов. Те по долгу службы были обязаны незамедлительно приступить к выполнения этой задачи и парашютист просто информировал  их о месте пожара и его размерах, а сам  возвращался на базу. Хуже обстояли дела  при приземлении парашютиста в  деревнях,  в которых  не было  ни лесника, ни сельсовета.  В таком случае парашютисту приходилось  самому  собирать  людей  и сопровождать их к месту пожара, осуществляя  долгие  переходы к очагу возгорания и обратно.

Результаты применения в авиалесоохране парашютистов-пожарных очень быстро показали эффективность, нововведение  было решено  расширять и на аэродроме Северной  авиабазы, недалеко от г. Котлас в селе Красноборск,  открыли школу по  их подготовке. Из Ленинграда приехали преподаватели, в  самой базе были мобилизованы  опытные инструкторы,  на Мокеева  было возложено руководство всеми работами по авиационной охране лесов от пожаров. Трестом Лесной авиации по адресам своих подразделений были   разосланы  телеграммы и вскоре  в Красноборск  стали съезжаться курсанты. Это были лесные работники – лесники и объездчики, выросшие в лесу, хорошо знавшие работы по тушению лесных пожаров, горевшие желанием стать парашютистами.  После  непродолжительной  практики  новоиспеченные парашютисты-пожарные  продолжили совершенствовать навыки уже в производственных условиях и в   1937 году с  их помощью было  организовано тушение   32 –х лесных пожаров.

Посадка парашютистов-пожарных в ПО-2. 30-е годы.

Зимой 1937-1938 гг.  был выпущен второй набор курсантов, к этому времени Трестом  было приобретено  необходимое пожарное оборудование и инвентарь. Пожароопасный сезон 1938 г.  стал переломным в парашютно-пожарной службе, возглавляемой Григорием Александровичем Макеевым. Если до этого   парашютисты  были  только организаторами тушения пожаров, то  с 1938 г. лесная авиация стала переходить на  их тушение собственными силами - без привлечения населения. В таких случаях они высаживались как можно ближе к  местам пожаров, одновременно с самолетов сбрасывался набор необходимого для тушения пожара инвентаря и химикатов.

Развитие этого направления сдерживалось  тем, что до 1939 года в  лесных ведомствах РСФСР не было  единой организационной структуры,  отвечавшей за охрану гослесфона. Так, в лесах лесокультурной зоны охрану лесов осуществляла конная лесная стража НКВД, в котором был создан Лесной отдел. Здесь действовали свои инструкции, в лесах промышленной зоны – свои.

Ситуация значительно улучшилось в 1939 г., когда служба лесной стражи была реорганизована в  единую специализированную службу Государственной лесной охраны СССР, наделенную соответствующими правами по борьбе с лесонарушениями и лесными пожарами на всей территории Советского Союза. В лесхозах и леспромхозах стали создавать пожарно-химические станции, в которых имелись соответствующие  средства  для тушения  пожаров, которые  при наличии лесных дорог доставлялись  гужевым или автомобильным транспортом. В бездорожных лесных районах  развивалась и совершенствовалась парашютно-пожарная служба Треста лесной авиации. По предложению Г.И. Мокеева  проводились опытно-производственные работы по применению при прокладке заградительных  минерализованных полос взрывчатки.

Росли и другие показатели работы авиалесоохраны.  К началу Великой Отечественной войны авиационным патрулированием было охвачено 109 млн. га лесов, использовалось 60 самолетов По-2 и Ш-2, а число прыжков переваливало  за тысячу. Авиационная охрана лесов не  прекращалась и во время войны, хотя объем таких работ, конечно, сократился... Ушедших на фронт мужчин заменили женщины и невоеннообязанные, обученные на укороченных курсах летчиков-наблюдателей и парашютистов – пожарных. Призванные в армию  летнабы лесной авиации после переподготовки включались в экипажи   подразделений ГВФ, а кто-то переквалифицировался и в штурманов  военно-транспортной авиации. Многие женщины, взвалившие   на  свои плечи  тяготы нелегкой  работы,   продолжили работать в лесной авиации и после  войны.

С 1944 года, когда  немцев отогнали за пределы страны,   авиапарк Треста стал постепенно наращиваться самолетами По-2, которые, после необходимых доработок,  переключались  на работу в лесном хозяйстве.

Лесавиа

В 1948 году  лесная авиация с пилотами и инженерно-техническим персоналом была передана в Главное управление гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ). В дальнейшем авиационная охрана осуществлялась Главлесоохраной на самолетах ГА, арендованных по договорам с подразделениями ГУ ГВФ.

Центральная база авиационной охраны лесов (ЦАБ)

Приказом Минлесхоза СССР от 11.07.1949 г. № 5021 в г. Семёнов Горьковской области  была образована Центральная база авиационной охраны лесов.  В этом же году распоряжением Совета Министров СССР (подписал И.В. Сталин) Минлесхозу СССР  предписывалось организовать 7 самостоятельных авиабаз: Северную, Центральную, Уральскую, Западно − Сибирскую, Иркутскую, Якутскую и Приморскую.

В последующие годы происходит увеличение количества авиабаз за счет разукрупнения ранее созданных и организации новых - Красноярской, Забайкальской и  Молотовской,  переименованной в последствии в Западно-Уральскую (г. Пермь).

С середины 50-х в гражданском воздушном флоте  массово стали использоваться  самолеты АН-2, позволявшие по своим технико-тактическим данным широко использовать их на работах по авиационной охране лесов  и для  доставке к месту пожара  до 10 парашютистов-пожарных, а также - после соответствующих доработок -   для сброса на пожар воды.

В 1956 г. на работах по охране лесов от пожаров впервые  стали применять вертолеты. Особенно  широкое использование  получили вертолеты МИ-4, позволявшие брать на борт одновременно до 10 десантников. Появилась новая специальность — десантник-пожарный. С появлением в авиабазах Ан-2 и Ми-4 сразу снизился процент   крупных пожаров, так как часть из них тушилась парашютно-десантной службой авиабаз.

В 1957 году  ЦАБ была переведена в  г. Загорск Московской области, а в 1959 г. – в г. Пушкино Московской области.

С 1958 г. на Центральную авиабазу  было возложено руководство всеми авиабазами – в ее подчиненение перешли : Дальневосточная, Забайкальская, Западно-Сибирская, Западно-Уральская, Иркутская, Красноярская, Приморская, Северная, Уральская, Якутская базы авиационной охраны лесов.  Главными задачами Центральной базы  стали организация и проведение авиационной охраны лесов от пожаров,  лесопатологического мониторинга, некоторые другие работы по авиационному обслуживанию лесного хозяйства  на территориях функционирования всех территориальных подразделений  авиалесоохраны  СССР.

Первым начальником  реорганизованной  Центральной  авиабазы стал  Данилин Н.Д.  В 1960 году его сменил Подольский Вячеслав Васильевич, руководивший  базой до 1973 г. Его заместителем по летной службе был Червонный М.Г.

Приведенные ниже данные  показывают динамику развития   парашютно-пожарной службы  за десять лет (с 1953 по 1963).

Годы……………………………....        −  1953     1958     1963

Число парашютистов-пожарных –    319       586       912

Число потушенных пожаров …. –   1075     2865     3706

В результате постоянного развития  авиалесоохраны   количество баз авиационной охраны лесов к середине 70-х увеличилось до 23, число парашютистов-пожарных и десантников–пожарных – до 8 тысяч. В авиапредприятиях арендовалось до 600 воздушных судов в год, силами авиалесоохраны в эти годы ликвидировалось  на начальных стадиях горения до 70% пожаров. Серьезный вклад в деятельность ЦАБ  вносила  производственно-техническая лаборатория, руководителем которой был А.М. Симский. Основу лаборатории составили специалисты, ранее,  под его же руководством, занимавшиеся  проблематикой тушения лесных пожаров  во   ВНИИЛМе. Сотрудники лаборатории участвовали в разработке и экспериментальном применении химических средств, почвообрабатывающих орудий, средств связи и управления, испытании пожарного оборудования на различных типах летательных аппаратов − Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ан-2ВП, Ан-26П  и др.

Ан-26П, внизу-выливное устройство                                           Ан-2 ВП

С середины 80-х в СССР началась так называемая перестройка, стали проявляться кризисные явления  в экономике, которые коснулись  и Центральной авиабазы Минлесхоза РСФСР. На основании Постановления Совмина РСФСР, по приказу Минлесхоза от 29.11.1988г. № 238 она была реорганизована в Производственное объединение авиационной охраны лесов - ПО «Авиалесоохрана».

Дальше – хуже. После распада СССР  стала ощущаться нехватка авиатехники, серьезные проблемы возникли с обеспечением авиабензином. В создавшихся условиях  Центральная авиабаза была вынуждена пойти по пути создания ведомственной авиации.

В 1994 году было организовано летное подразделение в составе Северо-Восточной авиабазы, а в 1995 году Центральная авиабаза приняла в свой состав Владимирское государственное авиапредприятие, в последующие годы организованы отряды ведомственной авиации в Северо-Западной авиабазе (г. Петрозаводск), Красноярской (г. Енисейск), Амурской (г. Свободный) и их подразделения в республиках Алтай и Бурятия.

Парк воздушных судов ведомственной авиации «Авиалесоохрана» насчитывал  тогда 103 единицы, в том числе 67 самолетов Ан-2, 1 вертолет Ми-8МТВ, 5 - Ан-26,  2 - Ан-24, 2 - Ан-3, 18 - Ми-8Т, 7 - Ми-2, 1 - Ил-103. Это было во второй половине 90-х. Потом  этот  парк постоянно сокращался за счет  списания  выработавшей  ресурс  авиатехники.

В 2011 году денег в государстве прибавилось и  в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.03.2011 № 70 было  создано Федеральное бюджетное учреждение "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана".

Если читатель запутался во всех этих реорганизациях и наименованиях того, что по сути является лесной авиацией – это не  так и важно.

Думается, скоро появятся новые организационные изменения. Дело в том, что некоторые ученые  в поисках все новых способов борьбы с лесными пожарами в таежной зоне страны  открыли абсолютно новый подход к решению вековой проблемы. Суть ее в следующем.

В СССР работы по  проблематике лесных  пожаров вели 12 научно-исследовательских институтов, два высших учебных заведения и несколько лесных опытных станций. Научные учреждения и органы  лесоохраны  разрабатывали технику тушения пожаров  с помощью авиации, схемы и способы прокладки заградительных полос и т. д. При этом данные по количеству  пожаров, и особенно выгоревшей в результате лесных пожаров площади, были  только для служебного пользования – обществу показывали все в процентах к предыдущим периодам. И эти проценты говорили о том, что все у нас  в борьбе с лесными пожарами в порядке – с ростом количества авиатехники  ущерб от лесных пожаров  в процентном отношении или падает, или в отдельные годы слегка повышается, но это  обычно списывалось на непреодолимые природные факторы – малоснежная зима, сухое лето и т.п

Однако,  после перехода к рыночной экономике специалисты  сибирских регионов по результатам многолетних  данных прежних лет и новых исследований выявили, что простое увеличение финансовых и материальных вложений в охрану лесов не приводит к адекватному снижению горимости. Основной прирост выгоревших площадей тайги приходится на очень крупные лесные пожары, возникшие  в глухих  бездорожных местах, зачастую там, где  лес  не имеет большой ценности – малопродуктивный, поврежденный вредителями, старыми пожарами  и т.п.

Поэтому, по мнению сибирских ученых, в новой экономической ситуации при недостатке финансирования и большом разнообразии природно-экономических условий необходим переход на государственном уровне от концепции пожаротушения, предусматривающей обязательную борьбу со всеми возникшими пожарами, к концепции пожароуправления.

Эта концепция базируется на принципах приоритетно-выборочной очередности тушения пожаров и предполагает дифференциацию уровней охраны лесов в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями.

Для примера  приводилась ситуация с так называемыми шелкопрядниками,  которые в сибирской тайге довольно распространены.

В 1952 -1957 годы этим бичом лесов было погублено только на территории  Томской обл. и Красноярского края свыше 4 млн. га темно-хвойных лесов. Погибшие леса чрезвычайно пожароопасны ,  бороться с возникшими  в них пожарами, прямо надо сказать – бесполезно, поэтому средства, затрачиваемые  на их тушение, лишь в редких случаях  бывают оправданными.

Совсем упрощенно говоря,  уже вышедшие из под контроля пожары в   неперспективных  безлюдных местах  сибирской тайги, при условии, если они не угрожают достигнуть зоны,  где  в будущем запланирована  эксплуатация лесов , то такие пожары можно и не тушить –  на их тушение будут  затрачены огромные средства, но, в конце-концов,  потушат их не  привлеченные МЧСовские  самолеты-танкеры, а выпавшие когда-нибудь дожди, или  пожар остановят естественные преграды в виде рек и  низинных болот. Не исключено, что потушенный таким образом   пожар, запишет в свой актив  МЧС. Как, например,  было в жаркое лето 2016 г., когда длительное время бушевавшие в Бурятии лесные пожары, устами главы МЧС В. Пучкова (срочно прибывшего туда по распоряжению «верхов»)  были потушены силами и средствами его ведомства   …за несколько дней

Автор данного материала не понаслышке знаком с тематикой борьбы с лесными пожарами. В  середине 60-х он  работал в Отделе охраны  и защиты леса  только что образованного Государственного комитета СССР. Заместителем начальника Отдела по вопросам охраны леса был  один из основателей Государственной лесной охраны Сергей Петрович Анцышкин. В то время он уже был на пенсии и возглавил один из ответственнейших секторов Госкомитета, потому что не так много было желающих принять на себя  такую ответственностью. Сергей Петрович  ответственности не боялся, можно сказать, потому, что приобрел к ней сталинский иммунитет.

Он  уже в середине 30-х был  на ответственной работе в системе охраны леса и чуть было не поплатился за это жизнью. В 1936 г. было исключительно жаркое лето и тогда лесные пожары полыхали  повсюду. Горели не только леса −  огонь перебрасывался на сельхозполя, сгорело несколько населенных пунктов.

Особенно сильными  пожары были  на Урале, но изнывали от жары и дыма  пожаров и в центральных областях, в том числе и в Москве. В те годы были строгие законы  в части охраны государственной собственности и, если   лесными пожарами  наносился большой ущерб, то находили виновных  и строго их  наказывали.  Охрану лесов лесокультурной зоны, в которую входили и леса Московской области, тогда осуществляла конная  лесная стража НКВД. Сергей Петрович,  будучи инспектором  областной  лесопожарной  службы, был арестован и спасло его только ответственное отношение к порученной работе. Он предоставил следователю  стопку актов весенних  проверок, которые он  провел   в большинстве лесхозов  Московской области. В этих актах им  была  отмечена неготовность  многих лесничеств  к пожароопасному сезону  и даны четкие указания к их устранению, которые в итоге, как оказалось, не были выполнены.

Кто бывал в доме С.П. Анцышкина, мог видеть в рамочке на стене  потускневший от времени листок из его следственного дела, с пометкой, сделанной красным карандашом: "Освободить и объявить строгий выговор. И. Сталин".

После такой   оптимистической  для тех времен оценки его работы С.П.  уже не  боялся любой ответственной работы. При его участии, а потом и под его руководством становилась на ноги созданная в 1939 г. Государственная лесная охрана СССР,  росла техническая  обеспеченность пожарно-химических станций лесхозов, качественно и количественно  развивалась авиационная охрана лесов.

Особой  заботой  Сергея Петровича была разработка техники для тушения лесных пожаров. Он  постоянно доказывал, что  конструкторы лесной техники должны разработать   минитракторы, обладающие  высокой проходимостью, способные   маневрировать между деревьев и нести на себе  легкосъемное оборудование для создания заградительных противопожарных полос. На его глазах  и при его активной поддержке крепла авиационная составляющая охраны лесов от пожаров. Сергей Петрович знал, что  вклад ее в дело охраны  сотен миллионов га лесных массивов в труднодоступных регионах России  невозможно переоценить.

Но знал он и об одной слабости  начальников удаленных от  Москвы авиабаз, где ему и сотрудникам  его отдела приходится бывать.  Там нельзя сказать, что процветало, но уж точно присутствовало явление ( в советские времена весьма распространенное) под названием приписки. Касались они весьма деликатной темы – площади лесных пожаров.  Она,  по законам  плановой социалистической  экономики, как бы всегда должна была  уменьшаться, так как  средств на борьбу с ними государство выделяло  с каждым годом все  больше. Этот закон начальники авиабаз    старались не нарушать, ибо потом могли  лишиться премий по итогам года.

Самые большие площади пожаров  в Сибири обычно приходятся на  глухие отдаленные  места. Они и могли портить общую статистику на авиабазе, а, чтобы  этого не происходило, летчики-наблюдатели, которые только и владели конкретными данными,  предоставляли их  своим непосредственным начальникам в требуемом виде. В таком виде они в итоге  и попадали на стол Сергею Петровичу и далее – в ЦСУ при Совмине СССР.

Сергей Петрович, конечно, не пытался в открытую доказывать, что  авиабазы занижают площади  крупных лесных пожаров, но, как руководитель союзной службы, должен был  иметь представление об истинном состояние дел, поэтому, пока возраст позволял, он часто вылетал  на пожары сам. Тогда он и обратил внимание на нестыковку приходящих  данных о площадях крупных пожаров с тем, что выгорает на самом деле. Когда  он пришел на работу в  Гослесхоз, летать ему было  уже трудно, он и принял   на работу автора этих строк, обладателя действующего свидетельства летнаба -  в том числе и для  продолжения  проверок  работы авиабаз  «по горячим следам».

Дальнейшие события развивались так.

Летом 1966 г. сильно горел Хабаровский край и  Анцышкин   командировал туда меня с  заданием проверить работу краевого Управления  лесного хозяйства в части охраны лесов  от пожаров. Заодно попросил слетать на самый крупный пожар и  нанести на карту охваченные пожаром границы тайги.

...То, что приписки в крае имеют место, стало проясняться с первого дня  моей  командировки.  Во-первых, мне  не легко было убедить начальство авиабазы  показать место самого крупного пожара. Потом уже в полете летнаб попробовал  выдать за крупный -  сильно задымленный, но небольшой пожар. И только поняв, что я не хуже его ориентируюсь в полете,   дал командиру правильный курс.

…Облететь гигантский пожар полностью на вертолете нам так и не удалось – надо было возвращаться на базу по количеству оставшегося топлива. Но и этого времени было достаточно, чтобы   заметить разительное несоответствие с данными,  полученными мной в авиабазе, с тем, что было в натуре.  Если же учесть, что в дыму лесных пожаров был  тогда практически весь  Хабаровский край и прилегающая к нему Читинская область, было понятно, что  сообщать в Москву  правдивые данные о  выгоревшей площади  руководство края не решится. Не ждут таких данных ив  Гослесхозе, - только С. П. они и интересовали. Вероятно, просто  как специалиста и руководителя, пребывавшего в постоянных исканиях методов улучшения работы на вверенном ему государством  ответственном участке работы…

На самом деле,  и методы эти постоянно совершенствовались, и  средства на борьбу с пожарами  постоянно увеличивались, а сибирская тайга как горела  бузудержно   в   особопожароопасные сезоны, так и продолжала гореть. …Вот   такая ситуация и сложилась в Хабаровском крае в 1966 г.  По рекомендациям и  указаниям С. П. туда были  переброшены резервные команды парашютно-десантной службы Центральной авиабазы, на помощь  прибыли самолеты авиалесоохраны соседних авиабаз, где  пожарная обстановка была спокойней.

…Что еще мог сделать  руководитель Государственной службы охраны лесов, чтобы  перестал беспрерывно  звонить телефон в его  кабинете?  . ..Папироску  за папироской выкуривал  С.П. продолжая обдумывать   меры, которые он бы еще мог предпринять.

И все чаще  сам звонил в Бюро погоды Гидрометцентра, интересуясь одним вопросом – когда же в Хабаровском крае  пройдут хорошие дожди?

Памятник на Химкинском кладбище и лес, охране которого С.П. Анцышкин посвятил свою жизнь

Чтобы  читатель не думал, что от лесных пожаров страдает только Россия - несколько  примеров из истории борьбы с лесными пожарами в США, на тушении которых там бросаются силы, куда большие, чем у нас ( оригинал – см. сайт topwar.ru).

Первые попытки борьбы с огненной стихией с воздуха зафиксированы на территории США и Канады в конце 20-х годов прошлого столетия.

Но  масштабная борьба с лесными пожарами  началась после окончания Второй мировой войны, когда образовался огромный избыток списываемых военных самолётов, находившихся в ещё очень приличном состоянии, и демобилизуемых квалифицированных пилотов.   В этих условиях в 50-60-е годы переоборудование в «летающие водяные танкеры» спасло от разделки на металл десятки еще  обладавших большим ресурсом бомбардировщиков North American B-25, Douglas A-26, Consolidated В-24, Boeing В-17.

В 70-80-годы практика пополнения противопожарного авиационного парка устаревшими самолётами ВВС и ВМС продолжилась.. В дело пошли базовые патрульные Р-3А Orion, военно-транспортные C-54 Skymaster и С-130 Hercules первых модификаций.  Парк самолетов-пожарных также пополнили гражданские авиалайнеры DC-4, DC-6, DC-7 и даже широкофюзеляжный DC-10, от которых по мере замены современными машинами стали отказываться авиакомпании.

В США основной «ударной силой» авиационных противопожарных отрядов в настоящее время являются тяжелые машины, созданные на базе широкофюзеляжных гражданских авиалайнеров и военно-транспортных самолётов. Помимо этого, во время крупных лесных пожаров, когда на территории отдельных штатов вводится чрезвычайное положение, в США по запросу Национального Межведомственного пожарного Центра (NIFC) к борьбе с огнём привлекаются самолёты ВВС, ВМС и Национальной гвардии. Чаще всего для сброса воды применяют военно-транспортные С-130. Модули системы и ёмкости могут быть установлены на военно-транспортные самолёты в течение 4 часов.

Такая система наращивания средств  вроде бы должна давать соответствующие результаты, но на самом деле ситуация с лесными пожарами в США не лучше нашей, хотя и тратят там средств в разы больше.

Ситуация  прояснится, если познакомиться с  докладом начальника  Лесной службы США Тома Тидвелла  по итогам  пожароопасного сезона 1915 г. На совещании он отметил общую отрицательную тенденцию в охране лесов США от лесных пожаров, на тушение которых тратится более 50% всего финансирования лесной службы страны.

По его мнению, постоянное увеличение финансирования лесопожарной службы во-первых не приносит ожидаемой пользы,  во-вторых  лишает возможности развития других отраслей лесного хозяйства. Особенно страдает от недофинансирования программа восстановления лесов.

Выводы  начальника Лесной службы были такие. Леса горят, несмотря ни на какие усилия по их тушению, и   пора принять на  федеральном уровне  решение о прекращении постоянного увеличения  финансирования на борьбу с лесными пожарами, так как нет ожидаемых положительных результатов. Кроме этого,  следует запретить  траты средств на эти цели больше чем это выделяется конгрессом.

Что касается конкретных цифр , то в 1915 г. ситуация с лесными пожарами в США выглядела так:

-Траты на тушение пожаров с применением наземных и авиационных сил – 1,7 млрд. долларов.

-Произошло более 50 тыс. пожаров по всей стране.

-Общая выгоревшая площадь составляет более 9 млн. га.

-Огнём уничтожено около 2500 домов и производственных строений.

-Погибло 13 лесных пожарных в борьбе со стихией.

Неплохо бы сравнить эти цифры с данными по лесным пожарам у нас, в России, но они очень разные и неизвестно, каким  больше верить.

В одной статье уважаемых экспертов, известных в научных кругах, говорится, что данные разных источников о ежегодной площади природных пожаров в России нередко различаются в разы, а  данные по конкретным регионам иногда даже в десятки раз. Так, если по данным Всемирного центра мониторинга пожаров, на основании снимков из космоса, в России  к середине 2012 г. сгорело 10-12 млн. га, то Рослесхоз и МЧС назвали цифру в 1 млн.га; Институт космических исследований РАН – 5,8 млн.га., Институт леса Сибирского отделения РАН – 5, 9 млн.га. Впрочем,  подобное расхождение имеет место и в других странах. Однако в США это различие не превышает 10%,, в Канаде – 20%. ( см. сайт научной библиотеки cyberleninka.ru -  статья Моисейкиной Л.Г. и  Куджаева Н.А.)