Индекс материала
спецсамолеты
К.А.Калинина
Н.Н.Поликарпова
В.Б.Шаврова
Г.М.Бериева
А.Н.Туполева
А.С.Яковлева
О.К.Антонова
Б.П.Лисунова
С.В.Ильюшина

 

Гражданские самолеты специального применения ОКБ Ильюшина

Ильюшин Сергей Владимирович (1894—1977) родился в деревне Дягилево Вологодской губернии. В !917 сдал экзамен на пилота, в 1919 г.  был призван в Красную Армию авиамехаником, с 1921 г. он уже начальник авиаремонтного поезда. В 1926 г. окончил Военно-воздушную академию им. Жуковского (во время учебы построил три планера, один из которых на состязаниях в Германии получил первый приз за продолжительность полета).

В 1933 возглавил ЦКБ при московском заводе имени В.Р.Менжинского, впоследствии ставшее КБ Ильюшина, деятельность которого была связана с развитием штурмовой, бомбардировочной, пассажирской и транспортной авиации.

С 1935 Ильюшин - главный конструктор, в 1956-70 - генеральный конструктор. Создал свою школу в самолётостроении. Под его руководством созданы строившиеся серийно штурмовики Ил-2, Ил-10, бомбардировщики Ил-4, Ил-28, пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62, а также ряд опытных и экспериментальных самолётов.

Созданный в 1950 году пассажирский самолет Ил-14 строился в 14 вариантах и выпускался серийно не только в Советском Союзе, но и в ЧССР и ГДР. Пассажирский вариант  Ил-14 (на  30-32 места) был основным типом на региональных линиях Аэрофлота в 50-60 годы, пока его не стал замещать более экономичный Ан-24.

Общее количество созданных самолетов серии Ил-14 составляло 1348 экэ, из которых на заводы СССР приходилось 1065, на Чехословакию – 203, на ГДР – 80. Огромным успехом, в том числе и за рубежом, пользовались и последующие разработки ОКБ Ильюшина –самолеты Ил-18, Ил-62, Ил-76

Модификации  самолета Ил -14  специального применения.

Ил-14ПС, Ил-14С, Ил-14СИ и Ил-14СО - варианты для перевозок высокопоставленных лиц. Салоны на разное количество пассажиров.

Ил-14ТБ - вариант для буксировки планеров.

Ил-14ТС - санитарный вариант.

Ил-14Г, Ил-14ТГ - грузовой вариант Ил-14М.

Ил-14 Патрульный - вариант для погранвойск КГБ СССР.

Ил-14ФКП и Ил-14ФКМ –  самолеты  для аэрофотосъемок.

Ил-14 -  «Метео», самолет для исследований атмосферы;

Ил-14РР - разведчик рыбы (14 экз); Предназначался для поиска рыбы, охраны от браконьерского вылова, ведения ледовой разведки, аэрофотосъемки, поисково-спасательных работ, доставки грузов и почты в труднодоступные места, для сброса которых в заднем багажном отделении  был выполнен  специальный нижний люк.

Ил-14 «Полярный» (8 экз). Первый такой самолет, предназначавшийся для обслуживания антарктических экспедиций, был переоборудован в Минске в начале 1956 г. По длине фюзеляжа он соответствовал Ил-14М, оснащался двумя дополнительными топливными баками в каждой консоли крыла и новой барометрической системой. В 1962 г. для действий в Арктике несколько «полярников» получили убираемое лыжное шасси, подфюзеляжные узлы для ракетных ускорителей и внутрифюзеляжный топливный бак.

Ил-14 ЛР-ледовый разведчик (34 машины). Самолет стал дальнейшим развитием «Полярного» и в дополнение к его оборудованию получил РЛС обзора земной поверхности РОЗ-1 «Лоция» либо «Инициатива», курсовую систему КС-6, несколько позже - универсальную малогабаритную навигационную систему УНС-ОП «Омега» и др.

Большинство Ил-14 для специального применения разрабатывались и оборудовались на    авиазаводе № 407 в г.Минске совместно с заказчиками – различными ведомствами и научными организациями. Так были созданы  варианты ледового разведчика и полярного самолета. Здесь же один Ил-14ЛР (борт СССР-04177) переоборудовали для лесного патрулирования.

Имелось также  несколько  лицензионных вариантов ИЛ-14 специального применения.

Особо следует отметить важность созданных в 1957 г. по заказу Главного управления геодезии и картографии СССР вариантов самолетов Ил-14ФК (на базе самолета Ил-14П) и Ил-14ФКМ (на базе самолета Ил-14М) для фотографических работ. Это были первые в Советском Союзе специализированные самолеты такого назначения, оснащенные совершенной аэрофотоаппаратурой и специальным пилотажно-навигационным оборудованием.

Большую помощь оказывали самолеты Ил-14 арктического исполнения при освоении Арктики и Антарктики. Они поддерживали регулярную связь между Большой землей и полярными станциями, вели разведку льдов и проводку в них морских судов с важнейшими грузами, выполняли самые разнообразные научные и транспортные работы.

Основные летно-технические характеристики Ил-14

Экипаж, число пассажиров, чел- 5;36
Мощность двигателя  кВт– 1400
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг – 18 000/12500
Полезной нагрузки, кг. - 3400
Максимальная скорость на высоте км час /- 416
Практический потолок, м - 7400
Максимальная дальность полета    в зав-ти от загрузки  бензина , км - 1400/ 2500

В 1980-х начался постепенный вывод ИЛ-14 из состава Аэрофлота, однако они ещё применялись в военной и экспериментальной авиации. Массовое списание остававшихся в строю Ил-14 было проведено в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Столь долгий срок службы самолетов этого типа, (а к началу 90-х последним, построенным в конце 50-х, летным экземплярам Ил-14 перевалило за 30 лет), объясняется отсутствием аналогичных самолётов. Ил-14 долгое время служил военным и гражданским специалистам, в том числе и на Севере, он был просто незаменим в Арктике. Поэтому назначенный ресурс самолёта постоянно продлевался и в период с 1957 по 1972 увеличился от 3 тыс. часов до 35 тысяч.

Самолет Ил-18

Самолет Ил-18  - самый массовый представитель первого поколения пассажирских самолетов с газотурбинными двигателями, воплотивший в себе все основные черты современного пассажирского лайнера. Первый полет в 1957 г. После успешных государственных эксплуатационных испытаний Ил-18 был запущен в серийное производство в 1959 г. И до настоящего времени отдельные его экземпляры  находятся  в ВВС РФ.

Отличительной особенностью самолета Ил-18 является применение герметичного фюзеляжа с системами кондиционирования и наддува воздуха от компрессора двигателя, обеспечившими нормальные условия для пассажиров и экипажа на любой высоте полета.

Производство самолётов Ил-18 продолжалось с 1958 по 1970 гг. Всего было построено 719 самолетов, из которых более 100 для иностранных авиакомпаний.

На базе Ил-18 были созданы несколько модификаций для перевозки грузов, военных и научных целей,  в том числе несколько летающих лабораторий  по заказу Госкомгидромета СССР и других ведомств. Для осуществления отдельных полетов в Антарктиду  на Ил-18В были установлены дополнительные баки вместо кресел пассажирской кабины, благодаря чему запас топлива увеличился с 23 500 до 31 000 л.

В феврале 1981 г. такой Ил-18 совершил беспримерный перелет Москва - Антарктида вдоль меридиана, проходящего по Восточной Африке. Перелет протяженностью 15 950 км был совершен с двумя промежуточными посадками за 25 летных часов.

Основные гражданские модификации самолета Ил-18

Ил-18ГрМ - грузовой модифицированный. Отличается наличием большой грузовой двери в левом борту, напольной механизацией. Разработан в конце 80-х годов. В 1990-1996 годах переоборудовано несколько самолётов.

Ил-18Д "Помор" - самолёт рыбной разведки. Переоборудован 1 Ил-18Д.

Ил-18 Д – Метеолаборатории. В 1965-1966 гг. оборудовано  два самолета, приписанные к ЦАО и ГГО.

Ил-18ДЦ "Циклон" - самолёт для метеорологических исследований. Первый полёт 4 апреля 1980 года.

Ил-18ДОРР - самолёт дальнего обнаружения рыбных ресурсов. Первый полёт в апреле 1985 года. Изготовлено 2 самолёта.

Ил-18ЛЛ - летающая лаборатория. В ЛИИ им. М.М.Громова переоборудовано несколько самолётов.

Ил-18Т - транспортно-санитарный. Первый полёт 29 февраля 1960 года.

Ил-24Н - самолёт ледовой разведки с комплексом Нить. Первый полёт 12 июня 1979 года. Переоборудовано 2 самолёта.

Как утверждают в авиационном комплексе "Ильюшин", - "среди всех гражданских крылатых машин первого поколения с газотурбинными двигателями самым безопасным является Ил-18. С 1959 по 1977 год произошло   16 катастроф  Ил-18. Пять из них связаны с заходом на посадку в гористой местности в сложных метеоусловиях. С 1975 г. не произошло ни одной катастрофы по причине отказа материальной части».

При остановке одного из двигателей Ил-18 может  продолжать взлет или совершать горизонтальный полет без снижения на высоте 8000 м, при этом дальность полета не уменьшается. При отказе двух двигателей горизонтальный полет производился на меньших высотах и скорости с некоторым уменьшением дальности полета. Все это делало самолёт очень надёжным и безопасным.

Cамолет для метеорологических исследований Ил-18 Д «Циклон»

Летно-технические характеристики Ил-18Д

Длина самолета, м -35,9
Высота м -10,2
Мощность двигат. 4х3100 кВт
Масса снаряженного сам-та , т. – 35,3  
Пустого самолета -28,5 т.
Максимальная взлетная- 64 т.
Макс дальность полета  км. -7100
Крейсерская скорость км/час – 650
Практический потолок, м -9000
Экипаж, чел, 5-6
Полезная нагрузка: до 110  пассажиров, или до 7600 кг. груза.

Транспортный самолет Ил-76

К разработке  тяжелого транспортного турбореактивного самолета Ил-76 коллектив ОКБ приступил в 1966 г. Приказом предписывалось разработать военно-транспортный самолет с четырьмя турбовентиляторными двигателями, "предназначенный для выполнения задач, возлагаемых на военно-транспортную авиацию центрального подчинения и на фронтовую ВТА по посадочному и паращютному десантированию войск, боевой техники и военных грузов".

Тяжелые транспортные самолеты – изделия двойного назначения. Нужны они и народному хозяйству, и армии, и для выполнение гуманитарных задач. Трудно сегодня  представить помощь далекой стране, ставшей жертвой стихии (землетрясения, наводнения или извержения вулкана) без огромного летающего госпиталя или воздушного корабля, имеющего возможность за считанные часы доставить десятки тонн продовольствия, оборудования и медикаментов. Таким кораблем в наше время стал Ил-76Т.

С вводом в эксплуатацию этого самолета в 1977 г. Аэрофлот получил возможность быстрой доставки крупногабаритных грузов и техники, а также грузов в универсальных контейнерах и на поддонах. По сравнению с Ан-12 грузовик Ил-76Т берет вдвое больше груза и доставляет его в полтора раза быстрее. Самолет эксплуатируется в Сибири, Якутии, Заполярье и на Чукотке, на грунтовых и заснеженных аэродромах, в сложных погодных условиях.  Кроме грузовых перевозок Ил-76 хорошо себя зарекомендовал как «летающий госпиталь». Для военных было оборудовано два таких борта (Ил-76МД «Скальпель» ( применялся в Афганистане), для гражданских – в 1991 г. на базе «Скальпеля» был оборудован один  гражданский санитарный самолет (аэромобильный медицинский комплекс «Айболит»).

Основные  гражданские модификации Ил-76

Ил-76К — Самолёт для тренировки космонавтов в условиях имитации невесомости. Построен в единственном экземпляре.

Ил-76МД «Скальпель» — версия Ил-76МД, переоборудованная в самолёт-госпиталь. На борту находятся три медицинских модуля, выполняющие функции предоперационной, операционной и палаты интенсивной терапии.

Ил-76ПС (поисково-спасательный).

Ил-76ТД «Антарктида» — модифицированный вариант самолёта Ил-76ТД. Первый полёт 17.11.1985.

Ил-76МДК «Космос» — самолёт, переоборудованный для тренировок космонавтов в условиях искусственной невесомости. У самолёта усилено крыло и фюзеляж, установлены специальные аккумуляторы в топливной и гидравлической системах для обеспечения бесперебойной работы этих систем в условиях невесомости. Стены и потолок грузовой кабины отделаны мягким материалом, на полу закреплены спортивные маты. Первый полёт 6.08.1988. Создано три таких самолёта, все они базируются на подмосковном аэродроме «Чкаловский».

Ил-76П — самолёт для тушения пожаров. Способен брать на борт 32 т огнегасящей жидкости. Первый полёт 22.09.1989.

Летно-технические характеристики самолета Ил-76

Длина: 46,6 метра
Размах крыла: 50,5 метра
Площадь крыла: 300 квадратных метров.
Наибольший взлетный вес: 210 тонн
Вес пустого: 88 500 килограмм
Грузоподъемность: до 60 тонн
Объем топлива: 109 000 литров
Скорость на эшелоне: 780-850 км/ч
Дальность полета:
с грузом 60 тонн: 4000 километров
Объем грузовой кабины: 321 квадратных метров.
Экипаж: 5 человек.
Ресурс самолета: 30 000 часов/10 000 посадок/30 лет.