Индекс материала
спецсамолеты
К.А.Калинина
Н.Н.Поликарпова
В.Б.Шаврова
Г.М.Бериева
А.Н.Туполева
А.С.Яковлева
О.К.Антонова
Б.П.Лисунова
С.В.Ильюшина

 

Самолеты ОКБ Антонова, используемые в авиации специального применения

Олег Константинович Антонов (1906-1984 ) - родился 7 февраля 1906 года в селе Троицы Московской губернии. В 1930 году после окончания Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина О.К. Антонов работал инженером, а с 1931 года - главным конструктором Московского планерного завода, где им были созданы несколько планеров.

В начале Великой Отечественной войны Антонов разработал ряд десантных планеров. В 1942 году был испытан созданный им планер для переброски легкого танка Т-60.

Первенец и любимец Олега Антонова одномоторный биплан Ан-2 был создан в 1947 году. Какие только прозвища ему ни придумывали: "Аннушка", "Воздушный хлебороб", "Крылатый санитар", "Старик Антонов".

В 1955 году совершил первый полет транспортный самолет Ан-8 с двумя турбовинтовыми двигателями. Затем Антонов разработал самолеты Ан-10, Ан-12, Ан-14, Ан-24, а в 1964 году создал воздушный гигант  - Ан-22, известный также под названием "Антей". На этом самолете 26 октября 1967 года было установлено 15 мировых рекордов. Более поздние образцы - транспортировщик боевой техники "Руслан" (Ан-124) и уникальный грузовик космических систем "Мрия" (Ан-225).

7 февраля 1991 года, в день 85-летия выдающегося авиаконструктора, на доме по улице Огарева в Киеве, где О.К. Антонов прожил 27 лет, была установлена мемориальная доска.

Многофункциональный самолет АН-2

Выход на эксплуатацию самолетов Ан-2 начался с августа 1948 г, а к началу 1987 г. на них было перевезено более 370 миллионов пассажиров, в 80-е г. обрабатывалось ежегодно более 100 миллионов гектаров сельхозполей, осуществлялась охрана  миллионов гектар лесов от пожаров и еще много других  авиаработ проводилось с участием этого поистине незаменимого помощника колхозников, лесников, геологов, рыбаков.

Ан-2 является единственным в мире самолетом, выпускаемым более 60 лет: во всех вариантах выпущено около 30 тысяч, в основном в Польше, куда были переданы чертежи и осуществлялся с августа 1960 г. серийный выпуск. Советский «кукурузник» Ан-2 попал в книгу рекордов Гиннеса как самый долго эксплуатируемый в мире самолет (народное название «кукурузник» он получил в 1950-е годы, он наиболее широко использовался на  химобработке  кукурузных полей СССР). Кроме этого, Ан-2 получил звание самого большого одномоторного биплана в мире и самого массового многоцелевого самолета -  по количеству  модификаций, которые трудно даже перечислить, ему нет равных  мире.

- Ан-2Т (1948 г.) - транспортный, почтовый, грузовой без пассажирских сидений, без всякого кабинного оборудования, но пригодный для любых перевозок максимально возможных по габаритам и массе предметов.

- Ан-2ТП (1949 г.) - пассажирский и грузовой со скамейками вдоль  бортов фюзеляжа на 12 человек, чем и отличается от предыдущего. Предназначался для авиалиний самой небольшой протяженности (до 200 км)..

- Ан-2ТД - парашютно-десантный и учебный для сброса 12 парашютистов и их грузов, как предыдущий, без всякой отделки кабины, со скамейками вдоль бортов и с приспособлениями для сброса. Широко применяется для обучения парашютистов.

- Ан-2 СХ -сельскохозяйственный: в зависимости от базовой модели Ан-2 их было несколько типов, но с принципиально одинаковой схемой установки дополнительного (сельскохозяйственного оборудования). Для порошкообразных химикатов, гранулированных удобрений и для жидкостей в центре самолета установлен бак емкостью 1400 л типа «хоппер», т. е. сужающийся книзу и заканчивающийся круглым отверстием диаметром 300 мм, через которое порошок поступает в туннельный распылитель и рассеивается полосой шириной от 18 до 22 м. С 1975 г. применяется трехканальный распылитель РТШ-1, позволяющий увеличить рабочую ширину захвата до 34—36 м.

- Ан-2СХ с АПО. Разработан в 1952 году.  Сельскохозяйственный вариант с авиационным противопожарным опрыскивателем.

Поскольку самолеты Ан-2 сельскохозяйственной авиации  страдали от коррозии ( иногда их приходилось списывать при налете всего 5 — 6 тыс. часов вместо 12 тыс. часов общетехнического ресурса) их обрабатывали  специальной антикоррозионной мастикой.

- Ан-6 «Метео» - зондировщик атмосферы, самолет для горных районов, для высотных, метеорологических и геофизических исследований. Для этого на двигателе АШ-62ИР был установлен компрессор ТК-19 с регулятором РТК-1, обеспечивающий поддержание мощности 850 л.с. до высоты 9500 м. Кроме того, в самолете была оборудована кабина наблюдателя перед килем для достижения наилучшего обзора вверх, в стороны и вперед поверх крыльев.

- Ан-4 (Ан-2В) - поплавковый вариант Ан-2Т с той же конструкцией самолета и той же предельной полетной массой 5250 кг. Поплавковый вариант нашел применение на Севере, в Сибири, на речных  гидролиниях.

- Ан-4 ЛП - лесопожарный поплавковый, приспособленный для тушения лесных пожаров посредством оригинального устройства для набора и выливания воды. Отсек поплавков перед реданом на разбеге самолета наполняется водой в количестве 1260л.  (в обоих поплавках вместе) через приоткрытые створки в их днище. В полете вода выливается через них же.

-Ан-2Л- лесопожарный(опытный). Изготовлен в начале 1950 года по заказу Министерства лесного хозяйства. Отличался тремя подвесными кассетами под нижним крылом и фюзеляжем со стеклянными ампулами по 120 штук ёмкостью по одному литру с огнегасящей жидкостью.

- Ан-2 – аэрофотосъемочный.. Отличался наличием фотокамер.

-Ан-2 -для  воздушных съемок. Отличался установкой магнетометра и других геофизических приборов  для поиска полезных ископаемых.

-Ан-2 –спасательный. Отличался люком в полу в хвостовой части длиной 2 м и тележкой на рельсах для перемещения грузов к люку.

-Ан-2Е Изготовлен в 1973 году по проекту группы молодых специалистов в Центральной лаборатории новых видов спасательной техники (ЦЛСТ). Он включает некоторые основные компоненты варианта поплавкового самолёта Ан-2В, включая переднюю часть фюзеляжа, кабину и двигатель АШ-62ИР, мощностью 1000 л.с. Ан-2Е имеет убирающееся колёсное шасси, которое даёт возможность действовать с земли, а также с рек, озёр и с прибрежных вод.

-Ан-2М. Модернизированный сельскохозяйственный и транспортный. Отличался отсутствием второго управления, увеличенным вертикальным оперением, удлинённым фюзеляжем, доработанным капотом двигателя. 
Как сельскохозяйственный - это самый производительный и экономичный в своем классе самолет. Выполняемая работа: внесение удобрений до посева, подкормка сельскохозяйственных культур, борьба с вредителями и болезнями полей и лесов, с сорняками, дефолиация хлопчатника и др. При снятии сельскохозяйственной аппаратуры самолет Ан-2М быстро переоборудуется в транспортный.

В начале  50-х  фирма Антонова  доработала несколько самолетов  по заказу Полярной авиации. На этих машинах, поставленных на лыжи с тормозами,  устанавливались автономные источники электроэнергии, бензиновой обогревательной печи для отопления салона и подогрева двигателя, оборудовались дополнительные рабочие места  штурмана и радиста.

Самолеты оснащались, якорем, заправочными бочками и другим необходимым в Арктике инвентарем. В случае вынужденной посадки экипаж этого самолета мог, сидя внутри, в тепле, переждать многодневную пургу, поддерживая радиосвязь с базой.

Китайские модификации Ан-2

Y-5 «Фонг Шу-2» Китайский вариант Ан-2. В 1957–1968 годах выпускался в Наньчане, 
в 1968-1970 - в Харбине. С 1970 года - в Шицзячжуане.

Y-5A Китайский вариант Ан-2Т.

Y-5B Китайский вариант Ан-2СХ.

Y-5С Китайский вариант Ан-2ТД. Отличается концевыми аэродинамическими поверхностями на верхнем крыле.

Y-5K Бизнес-класс «Cалон».

Польские модификации Ан-2

Ан-2R- Польский вариант Ан-2СХ. Выпускался на заводе PZL в Милеце с августа 1960 года

Ан-2 (кукурузник) –  легенда с/х авиации

В 1954-56 гг. для освоения целинных и залежных земель Казахстана и Сибири были направлены Ан-2 нескольких управлений ГВФ. Во многом благодаря их использованию на АХР (авиационно-химических работах) по уничтожению сорняков было успешно освоено около 36 млн. га новых земель и получены сотни тысяч пудов дополнительного урожая. Кроме того, Ан-2 доставляли в эти районы людей и грузы. Например, в 1954 г. экипажи Барнаульского подразделения авиации спецприменения перевезли в колхозы и совхозы Алтая свыше 300 т различных грузов, в т. ч. запчасти к тракторам и комбайнам.

Самолет Ан-2

В годы целинной эпопеи Ан-2 превратился в полноценный административный самолет, к услугам которого прибегало все партийное и хозяйственное руководство республики. Вот как отозвался о его работе в своей книге «Целина» Первый секретарь ЦК КП Казахстана в 1954-56 гг. Л.И.Брежнев: «Для наших передвижений он был незаменим. Летчики выбирали место для посадки с воздуха и могли приземляться в степи где угодно - у любой борозды, трактора, полевого стана. Да и на земле ему покоя не было: не раз, чтобы ветер не перевернул, не поломал наш Ан-2, подгоняли груженые самосвалы и привязывали к ним самолет. Летать приходилось круглый год, часто не считаясь с погодой, порой нарушая инструкцию. В каких только переплетах не побывала эта маленькая машина!».

Летно-технические характеристики самолета Ан-2:

Максимальная взлетная масса — 5500 кг
Масса пустого самолета — 3400 — 3900 кг (в зависимости от варианта)
Масса топлива — 1240 л
Крейсерская скорость — 150-190 км/ч (в зависимости от модификации)
Практическая дальность полета с нагрузкой — 990 км
Практический потолок — 4,5 км
Длина самолета — 12,4 м
Высота самолета — 5,35 м
Размах верхнего крыла- 8,425 м
Размах нижнего крыла — 5,795 м
Экипаж — 2 человека.
Пассажиров — 12 (Ан-2П),  Ан-2ТД — до 12 парашютистов-десантников.

В 1980 г. Ан-2 был  значительно модернизирован и ему присвоили  индекс Ан-3 (поставлен турбовинтовой двигатель, убрано второе управление, кабина пилота отделена от грузового отсека). Носовая часть фюзеляжа изменила форму, и это хорошо отразилось на экономичности. Первоначально самолет Ан-3 проектиовался как специализированный сельскохозяйственный, но на самом деле выпускался во многих версиях,  включая поплавковую.

Ан-3СХ - сельскохозяйственный.

-Ан-3Т- транспортный. 
-Ан-3Т-07 - транспортно-пассажирский. Отличается тепло- и звукоизоляцией, облицовкой салона декоративными панелями, 9 откидными креслами для пассажиров. 
-Ан-3Т-08 - лесопатрульный. 
-Ан-3Т-10 — десантный. Предназначен для высадки 12 парашютистов. 
-Ан-3ТБК — бизнес-класса «салон». Отличается прямоугольными окнами с двойными стёклами, наличием багажника, гардероба.

Самолеты  Ан-24 и Ан-26

В практике  отечественного самолетостроения    Ан-24  как и Ан-2 составляют редкое исключение, когда сначала  под правительственный заказ создавалась гражданская версия самолета, а потом на ее базе  выпускались военные модификации.  Гражданские серии Ан-24 предназначались для перевозки пассажиров на местных авиалиниях и магистральных небольшой протяженности, для выполнения  аэрофотосъемки и других видов специальных авиаработ. И  везде  неприхотливый Ан-24 показал себя с самой лучшей стороны  За  20 лет эксплуатации (1960-1980 гг). на этом самолете было перевезено 300 млн. пассажиров, не считая перевозок грузов для народного хозяйства и перевозок по военному ведомству, где он маркировался как военно-транспортный Ан-26.

Летно-технические данные самолета Ан-24

Размах крыла  -.20 м.
Длина самолета -  23.53 м.
Высота самолета -  8.32 м.
Масса пустого самолета - 13300 кг.
Максимальная взлетная масса - 21000 кг.
Топливо -  4760 кг.
Мощность  двигателя - 2 х 2550 л.с.
Крейсерская скорость  -  498 км/ч.
Практическая дальность  -  3000 км.
Практический потолок -  8400 м.
Штатная вместимость пассажиров – 32 человека.
Экипаж  - 5 человек.
(выпускался с 1970 г.).

Ан-24 - один  из  самых  распространенных  самолетов Аэрофлота  70-х-80-х годов. К концу1970 г.

Ан-24 работал более чем на 450 воздушных линиях. Он эксплуатировался во всех климатических зонах России и ближнего зарубежья. Ан-24 занимал первое место по экспорту среди пассажирских самолетов, поставлен в 26 стран мира. Ресурс самолета доведен до 50 000 летных часов, или 35 000 полетов, - это был наибольший показатель в СССР. В течение десяти лет турбовинтовой самолет Ан-24 вытеснил с авиалиний Ли-2 и Ил-14. В 1969 г. Ан-24 демонстрировался на 27-м Международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже (Франция).

В СССР  было выпущено 1100 экземпляров, продолжительное время  выпускался (возможно производится и сейчас) в Китае.

На базе самолета Ан-24 были созданы модификации, имеющие самостоятельное значение, -Ан-26; Ан-30; Ан-32.

Всего на базе Ан-24  создано около 30  модификаций, ниже будут приведены только гражданские модификации этого поистине многофункционального самолета.

Ан-24 «Нить» — самолёт для исследований природных ресурсов Земли и Мирового океана. Изготовлен в 1978 году.

Ан-24ЛР «Торос» — самолёт ледовой разведки. В 1967 году изготовлено 5 самолётов.

Ан-24ПС - поисково-спасательный на базе Ан-24Т.

Ан-24РР - самолёт-лаборатория для радиационной разведки. В 1967-1968 годах переоборудовано 4 самолёта.

Ан-24РТ -самолёт-радиоретранслятор.

Ан-24ФК - (фотокартографический). Основное назначение Ан-24 ФК - воздушное фотографирование земной поверхности для изготовления топографических карт.

Был выпущен один экземпляр, но на базе Ан-24ФК с 1970 г. стал серийно выпускаться  специальный аэрофотосъемочный самолет Ан-30.

Ан-24ЛП (лесопожарный) (1971 г.) - самолет, предназначенный для патрулирования лесов и ликвидации обнаруженных очагов пожаров. Оснащен оборудованием для обнаружения и тушения пожаров.  Были оборудованы три самолета.

Гражданские модификации самолетов спецприменения, созданных на базе Ан-26.

Ан-26 "Нельмо" — самолет ледовой разведки. Несет на борту комплекс "Нельмо". В 1990 году на КиАПО переоборудован 1 самолет.

Ан-26 "Погода" — самолет для борьбы с грозовыми облаками. Отличается составом оборудования. В 1988 году на КиАПО переоборудован 1 самолет.

Ан-26Б — гражданский самолет для контейнерных перевозок. Отличается бортовыми средствами механизации погрузочно-разгрузочных и швартовочных работ, составом БРЭО, облегченным полом, отсутствием блистера кабины штурмана. Разработан в 1980 году. В 1980-1985 годах изготовлены 116 самолетов.

Ан-26Б "Циклон" — самолет для борьбы с грозовыми облаками. Отличается оборудованием для рассеивания йодистого серебра и гранул углекислоты. В 1987 году на КиАПО переоборудован 1 самолет.

Ан-26М "Спасатель" — самолет неотложной реанимационно-хирургической помощи. Отличался специально оборудованными салонами (хирургическим и терапевтическим), ВСУ ТА-9 в левой мотогондоле. Разработан в 1977 году. Переоборудовано 2 самолета для военно-санитарного управления..

Ан-26П — пожарный. Отличается 2 внешними выливными устройствами по 2000 л. Разработан в 1987 году. Переоборудованы 5 самолетов, но в середине 90-х годов они переоборудованы в исходный вариант (сказался развал Советского Союза:)..

Ан-26РЛ — самолет ледовой разведки. Отличается наличием фотокамеры и специального оборудования, дополнительными блистерами. В 1987 году на КиАПО переоборудован 1 самолет.

Ан-26 "Сфера" — самолет для исследования физических свойств атмосферы. В 1991 году переоборудован 1 самолет для АН Украины.


Ан-26ЛЛ — летающая лаборатория. В разные годы переоборудовано несколько самолетов для проведения различного рода испытаний.

Ан-30М – «Метеозащита» – самолет для проведения активных воздействий на облака. В 1984-1985 гг. было оборудовано  и передано Мячковскому авиаотряду 8 самолетов Ан-30М.  Использовались до 1991 г. для метеозащиты Москвы.

Ан-30Д – «Сибиряк»- самолет с увеличенной продолжительностью полета, системой дальней навигации и оборудованием для эксплуатации в высоких широтах, предназначенный для патрулирования 200-мильной экономической морской зоны, проводки судов, ледовой разведки, разведки рыбы и морского зверя, разработан в 1990 г. На Ан-30Д установлены система дальней навигации "Квиток-2", радиостанция СВ диапазона, устройство передачи факсимильных изображений картин ледовой обстановки. Аэрофотоаппаратура позволяет фиксировать на фотопленке судно-нарушитель или другой объект с констатацией его географических координат, даты и времени события.

Ан-32 — высокогорный. Отличается двигателями АИ-20Д. Первый полет состоялся в 1977 году. Изготовлено 337 самолетов.

Ан-32П - противопожарный

Летно-технические данные Ан-26

Вес пустого: 15020 кг.
Размах крыла: 29,20 м.
Крейсерская скорость: 440 км./ч.
Максимальная скорость: 540 км./ч.
Потолок:  7500 м.
Дальность полета: 2600 км.
Длина разбега: 870 м.
Длина пробега:  650 м.
Грузоподъемность: 5550  кг.
Двигатели: 2  турбовинтовых двигателя АИ-24ВТ
Экипаж:  5 человек
Количество пассажирских мест: 35-43 

Самолеты специального применения Ан -12  (двойного назначения)

Самолет Ан-12 предназначался  для посадочного и парашютного десантирования личного состава войск и различных военных грузов,  для перевозки раненых, а также для перевозки  крупногабаритных народнохозяйственных грузов. Первые серийные Ан-12 были выпущены в 1958 году.

За годы производства самолет неоднократно модернизировался. Всего на трех заводах в СССР было построено 1242 самолета Ан-12 различных модификаций. Под обозначением Y-8 самолет строился в Китае (скопирован без лицензии). 183 самолета в разные годы были поставлены в Афганистан, Алжир, Болгарию, Гану, Гвинею, Египет, Индию, Индонезию, Ирак, Йемен, Китай, Кубу, Малайзию, Польшу, Чехословакию, Эфиопию, Югославию. Ан-12 до сих пор используются в гражданской авиации различными авиакомпаниями.

По мере насыщения частей ВТА новыми самолетами, Ан-12 различных модификаций стали поступать и в "Аэрофлот". Эти самолеты именовались Ан-12 «вариант МГА» (. Министерства Гражданской Авиации). На гражданских машинах пушки снимались, а кормовая башня зашивалась легким обтекателем. В ненужной теперь кабине стрелка на некоторых самолетах устанавливались стеллажи для дополнительных аккумуляторов. Машины комплектовались "цивильными" PJ1C, радиостанциями и другим гражданским радиооборудованием. Уступая требованиям МГА, часть Ан-12 оснащалась даже бортовым туалетом, без которого вполне обходились военные.

На базе нижеперечисленных основных модификаций самолета Ан- 12 было создано большое число подвариантов, предназначенных как для перевозки различных грузов в особых условиях, так и для решения принципиально новых задач.

Для эксплуатации в полярных районах для Ан-12 были разработаны специальные неубирающиеся лыжи из титанового сплава, снабженные системой подогрева горячим воздухом от двигателей, предохраняющей их от примерзания к снегу. Лыжи имели очень большие размеры - длину 6,8 м и ширину 1,8 м, непревзойденные ни на одном другом самолете. Для испытаний лыжного шасси было доработано три Ан-12. Два имели обозначение Ан-12БПЛ, а третий - Ан- 12ТП-2, специально переоборудованный по заказу Управления полярной авиации. Машина оснащалась ВСУ и расширенным навигационным оборудованием. Увеличили и запас топлива на борту, доведя дальность беспосадочного полета до 7400 км. Вместе с тем из-за огромных неубирающихся «лаптей» скорость полета на высоте 8000 м снизилась с 630 км/ч до 547 км/ч. Эти машины так и остались единственными Ан-12 с лыжным шасси.

В декабре 1961 года доработанный Ан-12 в паре с Ил-18 совершил перелет в Антарктиду. В пункте назначения колесное шасси сменили на лыжное и Ан-12 со станции "Мирный" выполнял полеты над материком. Лыжный  Ан-12 участвовал также в снабжении  высокоширотной северной полярной станции "СП-8".

Гражданские модификации Ан-12

Ан-12БКЦ «Циклон» - лаборатория для исследования метеорологических процессов. В 1979 году переоборудовано 2 Ан-12БК.

Ан-12БП - разведчик радиационного заражения атмосферы. Отличался фильтрогондолами для забора воздуха, дозиметрами ДП-35, лабораторным оборудованием. Выпускался в 1968-1969 годах.

Ан-12БСМ - гражданский самолёт для перевозки контейнеров. Отличался наличием двух кран-балок и роликовых дорожек. Мог перевозить 8 поддонов ПА-2,5 или 4 ПА-5,6, 8 контейнеров УАК-2,5 или 4 УАК-5А. Разработан в 1973 году.

Ан-12ЛЛ - летающая лаборатория различного назначения. В разные годы переоборудовано несколько самолётов.

Ан-12ПЛ - полярный на лыжном неубирающемся шасси. В 1961 году построено 2 самолёта.

Ан-12ПС - поисково-спасательный. Имеет на борту спасательный катер «Ёрш» или «Гагара». Разработан в 1969 году. Предназначен для парашютного десантирования на водную поверхность спасательного катера с экипажем для оказания помощи терпящим бедствие экипажам кораблей, летательных аппаратов и др

Ан-12ТП-2 - самолёт для полярной авиации. Отличается турбогенератором ТГ-16 в левом обтекателе шасси, подпольными топливными баками, средствами астронавигации и дальней радиосвязи, местами отдыха в кабине сопровождения. В сентябре 1961 года участвовал в дальнем перелёте Москва - Мирный.

Ан-12УД - самолёт увеличенной дальности. Разработан в 1960 году. Отличается двумя дополнительными топливными баками общей ёмкостью 7600 л. При этом запас топлива составил 21870 л.

Y-8 - китайский вариант Ан-12БК. В 1974—1993 годах построено 667 самолётов различных модификаций.

Самолет Ан-12 «Циклон»

Летно-технические характеристики Ан-12:

Размеры грузовой кабины (ДхШхВ) — 13,5х3,5х2,6 м.
Силовая установка — 4 турбовинтовых двигателя АИ-20М мощностью 4х4250 л.с.
Максимальная скорость полета — 660 км/ч.
Крейсерская скорость — 570 км/ч.
Масса пустого самолета — 28 тонн.
Масса максимальная взлетная — 61 тонна.
Максимальная коммерческая нагрузка — 21 тонна.
Практическая дальность полета — 5700 км.
Практический потолок — до 8600 м.
Экипаж — 5-6 человек.

Ближнемагистральный  транспортный  самолет  Ан-74

2 февраля 1982 года МАП и МГА СССР принимают решение о создании самолета Ан-74 для работы в условиях Арктики и Антарктики на основе модифицированного варианта самолета Ан-72, запущенного в серийное производство на ХАПО. 26 января 1983 год было принято решение Совета Министров СССР о создании на Киевском механическом заводе первого опытного варианта самолета Ан-74 с колесным шасси путем модификации опытного самолета Ан-72 № 003.

Ан-74 - предназначался для эксплуатации в районах Арктики и Антарктиды для перевозки грузов, техники и людей на авиалиниях малой и средней протяженности в любых климатических условиях и на любых широтах, в том числе в условиях Северного полюса и в высокогорных районах. Его можно эксплуатировать на оборудованных и необорудованных воздушных трассах в любое время года и суток с бетонных, галечных, ледовых и снежных аэродромов, на внутренних и международных линиях.

Самолет Ан-74 позволяет перевозить груз до 7,5 тонн, в том числе до 10 пассажиров, на высоте до 10100 метров с крейсерской скоростью 550-700 км/ч. Кроме того, он может выполнять следующие специализированные задачи:

- проводку судов;

- организацию и обслуживание дрейфующих станций;

- проведение научно-исследовательских работ в высоких широтах Арктического и Антарктического бассейнов;

- визуальную ледовую разведку;

-разведку рыбных косяков.

3 сентября 1990 года, не дожидаясь окончания государственных испытаний, Министерство гражданской авиации начинает проведение эксплуатационных испытаний самолетов Ан-74 на базе аэропорта Черский Колымо-Индигирского ОАО концерна «Якутавиа». 13 декабря успешно закончены государственные испытания четырех предсерийных самолетов Ан-74, проходившие на аэродромах в Шереметьево, Сочи, Ашхабаде, Борисполе, Гостомеле, Черском, Павловск-Камчатском.

В апреле 1991 года самолет Ан-74 решением МГА допущен к эксплуатации в гражданской авиации.

Но время неумолимо приближалось к распаду СССР и массового производства этого самолета организовать не успели.

Летно-технические характеристики Ан-74

 Размах крыла, м: 31,89
Длина самолета, м: 28,07
Высота самолета, м: 8,65
Масса максимальная взлетная: 36500
Тяга, кгс: 2 х 6500
Максимальная скорость, км/ч: 750
Практическая дальность, км
с 10000 кг груза: 1650
Практический потолок, м: 10100
Экипаж, чел: 5
Полезная нагрузка: до 5000 кг .