Пути-дороги чрезкаменные

 

«Чрезкаменные» пути-дороги в Сибирь

Путь в Сибирь для русских  первопроходцев был связан с пересечением Уральских гор, или «Камня», как их тогда именовали. Горы  эти протянулись с севера на юг почти  на 2 500 км, образуя естественную границу между Европой и Азией и разделяя Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую  равнины.  Наиболее удобным местом для «хождения» из Европы в Азию всегда были  южные приуральские  лесостепные и степные земли.  Здесь и  «homo sapiens» появился раньше, и первые государственные образования, и первые пути, по которым происходило  не только «хождение туда-сюда», но и  миграции целых народов - скифов, сарматов, гуннов, других кочевых и полукочевых народов и племен.

В начале XIII в. из монгольских степей  через эти территории  прокатилась на запад  мощная волна объединенных монгольских племен, поглотившая в империю Чингисхана  все   государства и народы, встречавшиеся на их пути. Осевшие в центральной  Евразии монголы образовали многонациональное государство – Золотую Орду, в  орбите которой почти на три века оказалось большинство русских княжеств. С этого момента  и вплоть до  покорения Иваном Грозным Казанского и Астраханского ханств, русским  был перекрыт   доступ не только к  южному, но и части Северного Урала. Доступным  для выхода в Азию  оставались   только Приполярный и Полярный Урал.

Уральские горы,  обычно отображавшиеся на  картах сплошным горным хребтом, на самом деле,   представляют  систему изолированных,  небольших  по протяженности  хребтов и горных цепей. В широтной проекции они, хоть и перекрывают  друг друга, но позволяют  обходить их. Кроме этого, возможность  более легкого прохода через горы  обеспечивают долины рек, стекающие как с западного, так и восточного склонов гор.

Таких рек много и долины  некоторых из них образуют  в горном массиве узкое пространство,  как бы рассекающее массив на  части.  Ученые называют  это  геологическое положение «сквозными долинами», а в древних летописях иногда говорится о  неких «щелях». Вот  эти  «щели» и использовали с древних времен приуральские народы для перехода с одной стороны Урала на другую. Вероятно по их подсказке  этими же  путями при переходе через «Камень» пользовались и новгородцы, называвшие  эти переходы «чрезкаменными».

Если внимательно присмотреться к карте Урала, то можно заметить, что в западном приуралье есть две  крупные реки,   часть русел которых в определенных местах довольно  близко расположены к Уралу. Реки эти – Печора и Кама, у первой вблизи хребта располагается средняя и верхняя часть русла, у второй -  часть верхнего. Карт тогда не было, при расширении  своих владений на восток новгородские ушкуйники передвигались по  рекам, переходя с одной на другую волоками.  Магистральными реками были Сухона и Вычегда; от Вычегды можно было системой притоков и волоков переходить на Печору и на Каму. Но в верховьях  Камы  были расселены агрессивные волжские булгары и  до их распада ход  на Каму  русским был перекрыт. Поэтому, для  новгородцев долгое время существовал путь через «Камень» только от Печоры.

 

 

Печорский  чрезкаменный путь

Из Печоры самым «ходовым»  был  переход по  ее правому притоку - реке Уса. По ней ушкуйники поднимались до устья Ельца и  уже по нему через сквозную долину переходили  на реку Собь, стекающую с восточного склона и впадающую в  Обь. Сам перевал представлял из себя систему озер и протоков, соединяющих эти озера. В половодье по протокам можно было двигаться на веслах, при спаде воды приходилось использовать шесты или  тянуть лодки «бичевой». В любом случае, Елец-Собский  переход был единственным, который  можно было использовать  и летом и зимой.

Елец-Собский «чрезкаменный» путь был освоен  новгородцами уже в X1V веке.  В конце  следующего века в устье Печоры был основан Пустозерский острог, ставший  опорным пунктом, а в начале XYII в. на пути в Азию стали образовываться  становища-зимовья, которые служили своего рода  промежуточными  пунктами для  осуществления  походов  в обе стороны Урала. Таким  на западе, например, был Роговой городок в верховьях Усы, где, как свидетельствует царская грамота 1607 года, «пустозерцы по пути через Урал оседают и ведут торг с зауральской самоядью». По другую сторону Урала  на   путях   движения русских на восток и местных путях торговли   были основаны   два острога - Обдорский и  Березово.

...Северные летописи говорят о том, что  новгородцы использовали для походов в зауральскую Югру,  кроме Усы,  водно-волоковые пути еще  двух  правых  притоков Печоры -  Шугора   и  Илыча. От  верховий  Шугора  волок вел к   реке Ляпин  (Сыгва) - притоку   Северной Сосьвы. А от  верховий Илыча  -   волоком можно было выйти  прямо на Северную Сосьву, которая в этих местах близко подходит к   восточному склону Урала.   Однако,  и Шугор и Илыч довольно  извилистые реки с  быстрым течением и каменистыми перекатами, поэтому   эти пути  в направлении на восток удобнее  было  преодолевать зимой  с использованием лыж и нарт. Летом же   эти  реки можно было использовать в обратном направлении - сплав по течению Илыча, особенно в половодье, вполне возможен.