Пути-дороги чрезкаменные

 

Пути-дороги "Чрезкаменные"

Путь в Сибирь для русских  первопроходцев был связан с пересечением Уральских гор, или «Камня», как их тогда именовали. Горы  эти протянулись с севера на юг почти  на 2 500 км, образуя естественную границу между Европой и Азией и разделяя Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую  равнины.  Наиболее удобным местом для «хождения» из Европы в Азию всегда были  южные приуральские  лесостепные и степные земли.  Здесь и  «homo sapiens» появился раньше, и первые государственные образования, и первые пути, по которым происходило  не только «хождение туда-сюда», но и  миграции целых народов - скифов, сарматов, гуннов, других кочевых и полукочевых народов и племен.

В начале XIII в. из монгольских степей  через эти территории  прокатилась на запад  мощная волна объединенных монгольских племен, поглотившая в империю Чингисхана  все   государства и народы, встречавшиеся на их пути. Осевшие в центральной  Евразии монголы образовали многонациональное государство – Золотую Орду, в  орбите которой почти на три века оказалось большинство русских княжеств. С этого момента  и вплоть до  покорения Иваном Грозным Казанского и Астраханского ханств, русским  был перекрыт   доступ не только к  южному, но и части Северного Урала. Доступным  для выхода в Азию  оставались   только Приполярный и Полярный Урал.

Уральские горы,  обычно отображавшиеся на  картах сплошным горным хребтом, на самом деле,   представляют  систему изолированных,  небольших  по протяженности  хребтов и горных цепей. В широтной проекции они, хоть и перекрывают  друг друга, но позволяют  обходить их. Кроме этого, возможность  более легкого прохода через горы  обеспечивают долины рек, стекающие как с западного, так и восточного склонов гор.

Таких рек много и долины  некоторых из них образуют  в горном массиве узкое пространство,  как бы рассекающее массив на  части.  Ученые называют  это  геологическое положение «сквозными долинами», а в древних летописях иногда говорится о  неких «щелях». Вот  эти  «щели» и использовали с древних времен приуральские народы для перехода с одной стороны Урала на другую. Вероятно по их подсказке  этими же  путями при переходе через «Камень» пользовались и новгородцы, называвшие  эти переходы «чрезкаменными».

Если внимательно присмотреться к карте Урала, то можно заметить, что в западном приуралье есть две  крупные реки,   часть русел которых в определенных местах довольно  близко расположены к Уралу. Реки эти – Печора и Кама, у первой вблизи хребта располагается средняя и верхняя часть русла, у второй -  часть верхнего. Карт тогда не было, при расширении  своих владений на восток новгородские ушкуйники передвигались по  рекам, переходя с одной на другую волоками.  Магистральными реками были Сухона и Вычегда; от Вычегды можно было системой притоков и волоков переходить на Печору и на Каму. Но в верховьях  Камы  были расселены агрессивные волжские булгары и  до их распада ход  на Каму  русским был перекрыт. Поэтому, для  новгородцев долгое время существовал путь через «Камень» только от Печоры.

 

 

Печорский  чрезкаменный путь

Из Печоры самым «ходовым»  был  переход по  ее правому притоку - реке Уса. По ней ушкуйники поднимались до устья Ельца и  уже по нему через сквозную долину переходили  на реку Собь, стекающую с восточного склона и впадающую в  Обь. Сам перевал представлял из себя систему озер и протоков, соединяющих эти озера. В половодье по протокам можно было двигаться на веслах, при спаде воды приходилось использовать шесты или  тянуть лодки «бичевой». В любом случае, Елец-Собский  переход был единственным, который  можно было использовать  и летом и зимой.

Елец-Собский «чрезкаменный» путь был освоен  новгородцами уже в X1V веке.  В конце  следующего века в устье Печоры был основан Пустозерский острог, ставший  опорным пунктом, а в начале XYII в. на пути в Азию стали образовываться  становища-зимовья, которые служили своего рода  промежуточными  пунктами для  осуществления  походов  в обе стороны Урала. Таким  на западе, например, был Роговой городок в верховьях Усы, где, как свидетельствует царская грамота 1607 года, «пустозерцы по пути через Урал оседают и ведут торг с зауральской самоядью». По другую сторону Урала  на   путях   движения русских на восток и местных путях торговли   были основаны   два острога - Обдорский и  Березово.

...Северные летописи говорят о том, что  новгородцы использовали для походов в зауральскую Югру,  кроме Усы,  водно-волоковые пути еще  двух  правых  притоков Печоры -  Шугора   и  Илыча. От  верховий  Шугора  волок вел к   реке Ляпин  (Сыгва) - притоку   Северной Сосьвы. А от  верховий Илыча  -   волоком можно было выйти  прямо на Северную Сосьву, которая в этих местах близко подходит к   восточному склону Урала.   Однако,  и Шугор и Илыч довольно  извилистые реки с  быстрым течением и каменистыми перекатами, поэтому   эти пути  в направлении на восток удобнее  было  преодолевать зимой  с использованием лыж и нарт. Летом же   эти  реки можно было использовать в обратном направлении - сплав по течению Илыча, особенно в половодье, вполне возможен.

 

Камские  пути через Урал.

Часть русла Камы, также  как и Печоры, приближена к Уралу и здесь тоже было немало мест для удобных переходов через хребет, некоторые из них  были частью  древних  торговых путей. По одному из них и проследовала за «Камень» дружина Ермака. Разные версии по-разному  описывают поход Ермака.  По  сумме изложений он  мог выглядеть  так:

1 сентября 1582г., вооруженная  пищалями и тремя пушками дружина Ермака, насчитывавшая  более полутысячи казаков на стругах,    под пушечные выстрелы и звон колоколов отправилась  от   русского укрепленного  Орел-городка на Каме. По Каме  караван струг ( от 20 до 80) без труда спустился до ее притока - р. Чусовая, откуда  прокладывать Ермаку путь через «Камень» помогали проводники.

После  нескольких дней плавания вверх по  Чусовой струги  вошли в ее  правый приток Серебрянку. Преодолевая сильное течение, используя на мелководье и перекатах шесты и веревки, через несколько недель  добрались  до перевала, который отделяет систему рек Камы от Обской системы.

Дальше начинался самый трудный участок маршрута – надо было преодолеть  многокилометровый путь ( по суху  Тагильским волоком) через «Камень». Он шел  вдоль мелководной речки Журавки (Журавлю) до  Баранчихи - первой реки Обского бассейна, впадавшей в Тагил.

Этот маршрут запечатлен  и в одной из летописей в виде  песни:

«Где Ермаку пути искать? 
Пути ему искать на Серебряной реке. 
По Серебрянке пошли, до Журавля дошли, 
Оставили они тут лодки-коломенки 
На той Баранчинской переволоке».

В 1584г., когда остатки ермаковцев еще не покинули покоренную ими столицу  Кучумовского  ханства Кашлык,  на Тагильском волоке был построен Верхнетагильский городок. Но Чусовской путь после Ермака использовался недолго, он  был неудобен  тем, что  Чусовая, хоть и пересекает насквозь Урал, река очень извилистая, еще более трудны для  регулярного  использования  ее притоки. В 1587г. был основан Тобольск, сразу ставший центром освоения Западной Сибири, и к нему  решили проложить  более удобный Вишеро-Лозьвинский  путь. Здесь когда-то пролегала Чердынская дорога - древний торговый путь между Азией и Европой. После распада Золотой Орды   город Чердынь,  столица  древней  Великой Перми, пришел  в упадок, но бывший торговый путь  использовался сибирскими ханами и их вассалами – князьками зауральских вогулов -  для набегов на русские  поселения в западном приуралье.

Летописец так описывает этот путь: "От Соли Камской мимо Чердынь водяным путем Вишерою вверх, да волок через Камень в Лозьву реку, да Лозьвою вниз в Тавду реку, да Тавдою рекою вниз до Тобола реки».

В 1588г. у истоков реки Ивдель  (приток Лозьвы) в месте, куда  выходил волок,   был основан Лозьвинский городок (ныне город Ивдель), который стал выполнять функции  перевалочной базы и  таможенного поста. В силу большой значимости,  дорога была объявлена «государевой» и все иные пути в Сибирь  были запрещены.  По Лозьвинской дороге в Тобольск двигались отряды казаков и стрельцов,  доставлялись грузы, хлебные запасы, ехали на место службы воеводы,  другие служилые люди. Обратно  везли в казну дань (пушнину), собранную  в  виде «мягкой рухляди»;  купцы везли вглубь  Руси другие сибирские  диковинные товары. Для ускорения доставки  грузов в летнее время на реке Лозьва  возвели  пристань и верфь, где  строили суда для плавания по сибирским рекам.

Территория освоения Сибири быстро расширялась, в Тобольск требовалось  доставлять все большее количество  людей и грузов, и  Вишеро-Лозьвинский путь, как и Чусовской, перестал  справляться со своими функциями. Как отмечали  современники  тех лет, дорога была «слишком длинна и окольна», поэтому царь Федор  Иванович (а фактически – Борис Годунов) в 1595г. издал указ, которым повелевал « сыскать» более короткий  и удобный  путь в Сибирь.

Как свидетельствуют летописи, такой путь  в  том же 1595 году «сыскал»  крестьянин Соликамского уезда Артемий Бабинов и  он же  в течение двух лет его  построил и потом  долгие годы содержал.  В наше время такое трудно представить,  но первая сухопутная дорога в Сибирь  длиной в 260 верст ( от г. Соликамска до  Верхотурья) была задействована уже в 1597 году. При этом в распоряжение  Бабинова  воевода выделил всего  42 человека ( «двух целовальников, да 40 посадских людей» ).

Остается предположить, что русский умелец  не «сыскал», а расширил и где-то спрямил обнаруженную им  тропу или  сильно заросшую старую дорогу. Но все равно, надо  было рубить просеки, гатить  заболоченные участки, строить через ручьи  мосты.  А потом  после половодья восстанавливать сгнившие гати и ремонтировать разрушенные мосты. Короче говоря,  Артемий Бабинов  заслуживает установки ему  памятника. Хотя бы потому, что, «сыскал» он дорогу, которая   была в  несколько  раз короче   прежней государевой.

В 1598 году   на новой  дороге в верховьях  Туры был заложен городок Верхотурье. Как отмечают летописи, в  его строительстве принимали участие служилые люди, переведенные сюда из  ставшего ненужным  Лозьвинского  городка ( он был срыт, укрепления  разобраны и переправлены в Пелым для использования в строительстве основанного в 1593 г. Пелымского городка).

Справка: Бабиновская дорога на двести лет стала единственным маршрутом, соединявшим Европу с Азией. По ней через Уральские горы, тайгу и реки везли царские указы, денежную казну, проезжали посольские делегации, почтовые кареты и научные экспедиции. Тысячи русских крестьян, заселявших Прикамье, прошли этим путем в поисках свободных, пригодных для жизни земель. За открытие и устройство прямой дороги в Сибирь царь Федор Иоаннович пожаловал Артемия Бабинова земельными угодьями по верхнему течению р. Яйвы и освободил от уплаты податей. До конца жизни А. Бабинов находился на государственной службе, следил за содержанием дороги.