"Незнаемые народы"

«Незнаемые  народы»

Вступив на азиатскую сторону Уральских гор, русские первопроходцы познава-ли Сибирь не только географическими открытиями, но и встречали  на  ее просторах, как они  писали в своих «скасках»,  «незнаемые народы».  Знакомство это, как читатель мог заметить из предыдущих разделов, не всегда  носило мирный характер. Более  конкретно  об этом будет сказано  ниже, в данном  разделе,  в соответствии с главной темой  работы,  будет  отображена  география расселения коренных народов Сибири по мере движения  русских «встреч солнцу».

Движение это, как отмечалось, было  быстрым -  спустя каких-то полвека после похода  Ермака русские первопроходцы уже  были на берегах Тихого  океана (Охотского моря).  Причин  этому  несколько, но главной историки называют малозаселенность Сибири:  в  конце XYI в., по их оценкам, там проживало  вряд ли более 200 тыс. человек - в соразмерной с ней  Европе - около 190 млн. Недели и месяцы могли  пройти, прежде чем на таежных просторах Сибири  русским попадется «иноземец».

С какими  же  племенами и народами познакомились русские землепроходцы на сибирских просторах (на основе книги Н.И. Никитина «Освоение Сибири в XYII в.).

В западной Сибири, в нижнем и  среднем течении  Оби, на территории, в то время называемой Югрой,  обитали  племена, знакомые  русским со времен расцвета Новгорода. В приполярной тундре это были  кочующие  ненцы, которых  русские  тогда  называли «самоедами», ошибочно  связывая это название с  людоедством.  На самом деле,  ненцы - представители самодийских  народов, обитавших в тундре между р. Мезенью на западе и Енисеем на востоке (главным образом, в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах). Небольшая часть самодийцев-нганосанов расселена между Енисеем и Хатангой (Таймырский национальный округ). В 17 веке у этих народов  был этап разложения родового строя, характерный выраженным имущественным неравенством; насчитывалось их не более 8 тысяч человек, основное занятие - оленеводство.

Знаком  русским был и народ, проживавший южней самояди - по  нижней и  северной части средней Оби и ее притокам – ханты (остяки) и  манси (вогулы). К моменту прихода русских  их насчитывалось  около 16 тысяч, они тоже использовали оленей, но только для перемещения (наряду с  ездовыми собаками), основным родом деятельности хантов и манси  были охота и рыболовство.

На  территории  Западной Сибири, вдоль Оби и  Иртыша, в  лесостепной и на севере степной зон в добротных деревянных домах проживали разноплеменные Сибирские татары. Самые первые сведения об их  численности  были получены от послов  сибирского хана Едигера, прибывших в Москву в 1555 году с признанием вассальной зависимости  от русского царя. Послы сообщили, что количество «чёрных людей» в ханстве, подпадающих под обязанность платить  ясак, составляет 30 700 человек. Но сюда входили  не только  сибирские татары,  но и   другие коренные народы Западной Сибири, находившиеся в вассальной зависимости от Сибирского ханства до момента его окончательного разгрома русскими. Здесь  плотность населения была самой высокой

в Обском бассейне. В основном это  были татары, сильно отличавшиеся по роду занятий - тюменские, томские, чулымские, кузнецкие. Основное занятие сибирских татар   было скотоводство. Жили  татары селениями-общинами, управление осуществлялось  сходами.

 

По берегам средней  Оби и  некоторых  правых притоков, в частности - Кети, расселились  малочисленными общинами селькупы (русские называли их енисейскими остяками). Хотя и делились они на две группы:  южную - нарымскую и северную -тазовско-туруханскую, всего их было  не более 3 тыс. человек. Основной род занятий  таежных селькупов - охота и рыболовство.

В южном междуречьи Оби и Иртыша кочевали тюркоязычные  племена, названные русскими телеутами (7- 8 тысяч человек). Видимо, эти племена отличались внешностью и  телеутов, имевших черты европеоидной расы,  русские называли «белыми калмыками». Примерно столько же насчитывалось расселенных в Алтайско-Саянском  предгорье (в основном в левобережье верхнего Енисея) -  тюркоязычных енисейских кыргызов.

Удивительно большую территорию  Восточной Сибири  занимали тунгусы. Современное название  тунгусов - эвенки и эвены,  при этом разница между двумя группами одного народа обусловлена географией расселения. Всего их на конец XYI в. было  около 30 тыс. человек,  это был самый многочисленный народ Сибири. Велика была и зона их расселения - родовые общины тунгусов встречались русским  на многих реках Восточной  Сибири  вплоть до Охотского побережья. По образу жизни и перемещению  делились на «оленных»,  «конных» и «пеших» тунгусов. Оленей,  в основном,  использовали как вьючно-верховых животных  во время перекочевок и охоты. «Конные» заселяли Прибайкалье, Забайкалье и Приамурье.  «Пешие» - это те, кто жили оседло, таких русские землепроходцы встречали, например, на Ангаре.

Надо сказать, что,  несмотря на наличие разных  родовых групп, к моменту первоначального соприкосновения с русскими тунгусы сохраняли в той или иной мере исходную общность языка и культуры. Что же касается их социального строя, то все тунгусы не выходили за пределы патриархально-родовых отношений. Занимались охотой на дикого зверя в зимнее время и рыбной ловлей летом. Жили  большими родовыми общинами. Домами для тунгусских племен были шатры, покрытые берестой летом и шкурами зверей зимой. Чумы-шатры  легко собирались и переносились к новым местам обитания.

В плане общественного развития,  от тунгусов отличались их южные соседи - монголоязычные буряты, в XYII веке находившиеся в начальной стадии формирования феодальных отношений.  Буряты, после тунгусов, самый многочисленный сибирский народ. «Братских людей», как называли их русские, насчитывалось около 25 тыс. человек;  они жили и в Прибайкалье, по  южной Ангаре и ее притокам, и в Забайкалье. Основной род их занятий - кочевое скотоводство, в простейших формах имели место земледелие  и железоделательное ремесло. К  моменту вхождения в состав России, определенная часть бурятских и монгольских племен постепенно отходила от кочевого образа жизни, сменив его на оседлый. Занимались такие группы людей земледелием. Стоит отметить, что буряты являются единственным коренным народом Сибири, который владеет литературными памятниками и имеет собственные исторические письменные источники.

... По среднему течению Лены  и низовью  ее притока Алдана,  в созданном природой  среди гор уголке равнинной лесостепи,  осели  вытесненные  бурятами с прибайкальских земель тюркоязычные  якуты. Полуокружающие  равнину горные цепи  открывают доступ, преимущественно, только воздушным массам Северного ледовитого океана, что влечет за собой  резкие колебания температур летом и зимой, о чем свидетельствует статистика наблюдений. Летом количество поступающей солнечной радиации  здесь лишь на 10% меньше, чем в Ташкенте. Зимой  же, когда солнце стоит низко над горизонтом, продолжительность дня резко уменьшается и морозы достигают рекордных показателей.

Позднее, в основном,  из-за  жесткости русских,  якуты  расселились вдоль других рек - Яне, Индигирке, Вилюю. Основными занятиями якутов были коневодство и скотоводство. Мужчины смотрели за лошадьми, женщины - за крупным рогатым скотом. Бедняки, у которых скота не было, кормились в основном рыбой. Якуты, расселившиеся по северным рекам, разводили оленей и занимались охотой. Передвигались якуты в основном верхом, а грузы перевозили вьюками. Зимой передвигались на  лыжах, обитых конским камусом, и  на санях, в которые запрягали быков, лошадей или оленей. Летом для передвижения по рекам использовали  легкие берестяные лодки.

Якуты  немало внимания уделяли обустройству быта: в холодную пору года люди жили в селениях с тёплыми деревянными домами для себя и зимовниками для скота. Летом эти селения пустовали: стада перегонялись на летние пастбища, где у людей было другие жилища.

В родовых общинах якутов, к моменту прихода русских, родовой строй развалился, в следствие чего имело место выраженное имущественное неравенство. В кабалу к разбогатевшим владельцам  больших стад  скота в зависимость попадали те, кто оставался беден и бесправен.

...Северо - восточный выступ азиатского материка, от низовьев Индигирки до реки Анадырь, впадающей в Берингово море, был заселен  «оленными» и «пешими» юкагирами численностью  не более 5 тысяч человек.  Основные занятия  юкагиров - охота на северного оленя и лося, озерное и речное рыболовство.  На лесных оленей и лосей охотились с помощью самострелов, петель. Тундровые юкагиры кочевали вслед за стадами диких оленей от лесотундры к морю, добывали их поколками на воде во время сезонных переправ, либо загоняли в озера с помощью собак. Кроме того, охотились на лисицу, белку, соболя, песца, горностая, зайца, применяя различные типы ловушек.

Северную часть Камчатского полуострова  и  берега Берингова и Охотского морей  занимали коряки (9-10 тыс. человек). Коряки - одна из самых многочисленных народностей Камчатки, имеют общих предков с североамериканскими индейцами-эскимосами. По роду занятий и образу жизни коряки делятся на тундровых (оленных) и береговых. Тундровые коряки  вели кочевой образ жизни, береговые  вели оседлый образ жизни по берегам морей и занимались, в основном, рыбным промыслом.

В средней и южной частях полуострова,  числом около 12 тыс., жили  ительмены, которые сами себя называют камчадалами. Населяют южную часть полуострова. Главные занятия - рыболовство, как морское, так и речное. В реках промышляли  лосося, в море промышляли навагу (на льду), корюшку, мойву, охотились на тюленей.

На Чукотке и к западу от Колымы жили чукчи, их было 2-3 тысячи человек, часть из них - «оленные», часть - оседлые, проживавшие по  побережью и занимавшиеся промыслом моржей, тюленей, китов. Морским промыслом занимались и соседи  чукчей -  эскимосы. Их было около 4-х тысяч и  жили они по всему побережью Чукотки. Эскимосов  и чукчей русские, практически, не  различали. И те и другие, к моменту прихода  первых русских землепроходцев, были одними из  самых отсталых  в своем развитии  сибирских народов. И одними из самых агрессивных по отношению к  другим. Один известный  русский этнограф, в труде 19 века «Описание обычаев и образа жизни чукчей», указывал, что этот северный народ настоящими людьми считает только своих сородичей, остальные для чукчей — враги, чужие. В частности, русских, имеющих огнестрельное оружие, они называли мелгыт-тынгытан (milgitanggitan), что означало - «огненные враги».

...На Амуре основным населением, встретившимся  Хабарову и Пояркову,  были дауры и дючеры. Эти народы связывали себя и с тунгусами, и с более  влиятельными маньчжурами. Русских эти трудолюбивые народы  удивили     высокоразвитым  сельским хозяйством: хлебопашеством, скотоводством и садоводством. Помимо этого, они занимались охотой и  рыболовством. После прихода русских,  пытавшихся привести их в свое подданство  и использовать  их труд  для снабжения хлебом и мясом  русские гарнизоны в Даурии,  жизнь  дауров и дючеров резко изменилась. Они, может быть,  со временем приспособились бы к новым «хозяевам», но  новым соседям  больше  были не рады маньчжуры и довлевшее  над  ними цинское правительство Китая. Чтобы не дать русским закрепиться  на Амуре, китайцы решили лишить их продовольственной базы  и оба  трудолюбивых земледельческих народа были принудительно переселены в  северные районы Китая.

В  нижнем течении Амура, ближе к его устью  (примерно, в 200 километров от устья вверх по Амуру)  и на Сахалине русские познакомились с  небольшим по численности народом - гиляками (совр. - нивхи). Амурские и Сахалинские  различались диалектами и культурными особенностями. Народ жил оседло, селился по берегам рек родовыми общинами, во главе которых стоял совет старейшин с выбранным главой рода. Основная хозяйственная деятельность - рыболовство, охота и разведение ездовых собак.