"Незнаемые народы"
«Незнаемые народы»
Вступив на азиатскую сторону Уральских гор, русские первопроходцы познава-ли Сибирь не только географическими открытиями, но и встречали на ее просторах, как они писали в своих «скасках», «незнаемые народы». Знакомство это, как читатель мог заметить из предыдущих разделов, не всегда носило мирный характер. Более конкретно об этом будет сказано ниже, в данном разделе, в соответствии с главной темой работы, будет отображена география расселения коренных народов Сибири по мере движения русских «встреч солнцу».
Движение это, как отмечалось, было быстрым - спустя каких-то полвека после похода Ермака русские первопроходцы уже были на берегах Тихого океана (Охотского моря). Причин этому несколько, но главной историки называют малозаселенность Сибири: в конце XYI в., по их оценкам, там проживало вряд ли более 200 тыс. человек - в соразмерной с ней Европе - около 190 млн. Недели и месяцы могли пройти, прежде чем на таежных просторах Сибири русским попадется «иноземец».
С какими же племенами и народами познакомились русские землепроходцы на сибирских просторах (на основе книги Н.И. Никитина «Освоение Сибири в XYII в.).
В западной Сибири, в нижнем и среднем течении Оби, на территории, в то время называемой Югрой, обитали племена, знакомые русским со времен расцвета Новгорода. В приполярной тундре это были кочующие ненцы, которых русские тогда называли «самоедами», ошибочно связывая это название с людоедством. На самом деле, ненцы - представители самодийских народов, обитавших в тундре между р. Мезенью на западе и Енисеем на востоке (главным образом, в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах). Небольшая часть самодийцев-нганосанов расселена между Енисеем и Хатангой (Таймырский национальный округ). В 17 веке у этих народов был этап разложения родового строя, характерный выраженным имущественным неравенством; насчитывалось их не более 8 тысяч человек, основное занятие - оленеводство.
Знаком русским был и народ, проживавший южней самояди - по нижней и северной части средней Оби и ее притокам – ханты (остяки) и манси (вогулы). К моменту прихода русских их насчитывалось около 16 тысяч, они тоже использовали оленей, но только для перемещения (наряду с ездовыми собаками), основным родом деятельности хантов и манси были охота и рыболовство.
На территории Западной Сибири, вдоль Оби и Иртыша, в лесостепной и на севере степной зон в добротных деревянных домах проживали разноплеменные Сибирские татары. Самые первые сведения об их численности были получены от послов сибирского хана Едигера, прибывших в Москву в 1555 году с признанием вассальной зависимости от русского царя. Послы сообщили, что количество «чёрных людей» в ханстве, подпадающих под обязанность платить ясак, составляет 30 700 человек. Но сюда входили не только сибирские татары, но и другие коренные народы Западной Сибири, находившиеся в вассальной зависимости от Сибирского ханства до момента его окончательного разгрома русскими. Здесь плотность населения была самой высокой
в Обском бассейне. В основном это были татары, сильно отличавшиеся по роду занятий - тюменские, томские, чулымские, кузнецкие. Основное занятие сибирских татар было скотоводство. Жили татары селениями-общинами, управление осуществлялось сходами.
По берегам средней Оби и некоторых правых притоков, в частности - Кети, расселились малочисленными общинами селькупы (русские называли их енисейскими остяками). Хотя и делились они на две группы: южную - нарымскую и северную -тазовско-туруханскую, всего их было не более 3 тыс. человек. Основной род занятий таежных селькупов - охота и рыболовство.
В южном междуречьи Оби и Иртыша кочевали тюркоязычные племена, названные русскими телеутами (7- 8 тысяч человек). Видимо, эти племена отличались внешностью и телеутов, имевших черты европеоидной расы, русские называли «белыми калмыками». Примерно столько же насчитывалось расселенных в Алтайско-Саянском предгорье (в основном в левобережье верхнего Енисея) - тюркоязычных енисейских кыргызов.
Удивительно большую территорию Восточной Сибири занимали тунгусы. Современное название тунгусов - эвенки и эвены, при этом разница между двумя группами одного народа обусловлена географией расселения. Всего их на конец XYI в. было около 30 тыс. человек, это был самый многочисленный народ Сибири. Велика была и зона их расселения - родовые общины тунгусов встречались русским на многих реках Восточной Сибири вплоть до Охотского побережья. По образу жизни и перемещению делились на «оленных», «конных» и «пеших» тунгусов. Оленей, в основном, использовали как вьючно-верховых животных во время перекочевок и охоты. «Конные» заселяли Прибайкалье, Забайкалье и Приамурье. «Пешие» - это те, кто жили оседло, таких русские землепроходцы встречали, например, на Ангаре.
Надо сказать, что, несмотря на наличие разных родовых групп, к моменту первоначального соприкосновения с русскими тунгусы сохраняли в той или иной мере исходную общность языка и культуры. Что же касается их социального строя, то все тунгусы не выходили за пределы патриархально-родовых отношений. Занимались охотой на дикого зверя в зимнее время и рыбной ловлей летом. Жили большими родовыми общинами. Домами для тунгусских племен были шатры, покрытые берестой летом и шкурами зверей зимой. Чумы-шатры легко собирались и переносились к новым местам обитания.
В плане общественного развития, от тунгусов отличались их южные соседи - монголоязычные буряты, в XYII веке находившиеся в начальной стадии формирования феодальных отношений. Буряты, после тунгусов, самый многочисленный сибирский народ. «Братских людей», как называли их русские, насчитывалось около 25 тыс. человек; они жили и в Прибайкалье, по южной Ангаре и ее притокам, и в Забайкалье. Основной род их занятий - кочевое скотоводство, в простейших формах имели место земледелие и железоделательное ремесло. К моменту вхождения в состав России, определенная часть бурятских и монгольских племен постепенно отходила от кочевого образа жизни, сменив его на оседлый. Занимались такие группы людей земледелием. Стоит отметить, что буряты являются единственным коренным народом Сибири, который владеет литературными памятниками и имеет собственные исторические письменные источники.
... По среднему течению Лены и низовью ее притока Алдана, в созданном природой среди гор уголке равнинной лесостепи, осели вытесненные бурятами с прибайкальских земель тюркоязычные якуты. Полуокружающие равнину горные цепи открывают доступ, преимущественно, только воздушным массам Северного ледовитого океана, что влечет за собой резкие колебания температур летом и зимой, о чем свидетельствует статистика наблюдений. Летом количество поступающей солнечной радиации здесь лишь на 10% меньше, чем в Ташкенте. Зимой же, когда солнце стоит низко над горизонтом, продолжительность дня резко уменьшается и морозы достигают рекордных показателей.
Позднее, в основном, из-за жесткости русских, якуты расселились вдоль других рек - Яне, Индигирке, Вилюю. Основными занятиями якутов были коневодство и скотоводство. Мужчины смотрели за лошадьми, женщины - за крупным рогатым скотом. Бедняки, у которых скота не было, кормились в основном рыбой. Якуты, расселившиеся по северным рекам, разводили оленей и занимались охотой. Передвигались якуты в основном верхом, а грузы перевозили вьюками. Зимой передвигались на лыжах, обитых конским камусом, и на санях, в которые запрягали быков, лошадей или оленей. Летом для передвижения по рекам использовали легкие берестяные лодки.
Якуты немало внимания уделяли обустройству быта: в холодную пору года люди жили в селениях с тёплыми деревянными домами для себя и зимовниками для скота. Летом эти селения пустовали: стада перегонялись на летние пастбища, где у людей было другие жилища.
В родовых общинах якутов, к моменту прихода русских, родовой строй развалился, в следствие чего имело место выраженное имущественное неравенство. В кабалу к разбогатевшим владельцам больших стад скота в зависимость попадали те, кто оставался беден и бесправен.
...Северо - восточный выступ азиатского материка, от низовьев Индигирки до реки Анадырь, впадающей в Берингово море, был заселен «оленными» и «пешими» юкагирами численностью не более 5 тысяч человек. Основные занятия юкагиров - охота на северного оленя и лося, озерное и речное рыболовство. На лесных оленей и лосей охотились с помощью самострелов, петель. Тундровые юкагиры кочевали вслед за стадами диких оленей от лесотундры к морю, добывали их поколками на воде во время сезонных переправ, либо загоняли в озера с помощью собак. Кроме того, охотились на лисицу, белку, соболя, песца, горностая, зайца, применяя различные типы ловушек.
Северную часть Камчатского полуострова и берега Берингова и Охотского морей занимали коряки (9-10 тыс. человек). Коряки - одна из самых многочисленных народностей Камчатки, имеют общих предков с североамериканскими индейцами-эскимосами. По роду занятий и образу жизни коряки делятся на тундровых (оленных) и береговых. Тундровые коряки вели кочевой образ жизни, береговые вели оседлый образ жизни по берегам морей и занимались, в основном, рыбным промыслом.
В средней и южной частях полуострова, числом около 12 тыс., жили ительмены, которые сами себя называют камчадалами. Населяют южную часть полуострова. Главные занятия - рыболовство, как морское, так и речное. В реках промышляли лосося, в море промышляли навагу (на льду), корюшку, мойву, охотились на тюленей.
На Чукотке и к западу от Колымы жили чукчи, их было 2-3 тысячи человек, часть из них - «оленные», часть - оседлые, проживавшие по побережью и занимавшиеся промыслом моржей, тюленей, китов. Морским промыслом занимались и соседи чукчей - эскимосы. Их было около 4-х тысяч и жили они по всему побережью Чукотки. Эскимосов и чукчей русские, практически, не различали. И те и другие, к моменту прихода первых русских землепроходцев, были одними из самых отсталых в своем развитии сибирских народов. И одними из самых агрессивных по отношению к другим. Один известный русский этнограф, в труде 19 века «Описание обычаев и образа жизни чукчей», указывал, что этот северный народ настоящими людьми считает только своих сородичей, остальные для чукчей — враги, чужие. В частности, русских, имеющих огнестрельное оружие, они называли мелгыт-тынгытан (milgitanggitan), что означало - «огненные враги».
...На Амуре основным населением, встретившимся Хабарову и Пояркову, были дауры и дючеры. Эти народы связывали себя и с тунгусами, и с более влиятельными маньчжурами. Русских эти трудолюбивые народы удивили высокоразвитым сельским хозяйством: хлебопашеством, скотоводством и садоводством. Помимо этого, они занимались охотой и рыболовством. После прихода русских, пытавшихся привести их в свое подданство и использовать их труд для снабжения хлебом и мясом русские гарнизоны в Даурии, жизнь дауров и дючеров резко изменилась. Они, может быть, со временем приспособились бы к новым «хозяевам», но новым соседям больше были не рады маньчжуры и довлевшее над ними цинское правительство Китая. Чтобы не дать русским закрепиться на Амуре, китайцы решили лишить их продовольственной базы и оба трудолюбивых земледельческих народа были принудительно переселены в северные районы Китая.
В нижнем течении Амура, ближе к его устью (примерно, в 200 километров от устья вверх по Амуру) и на Сахалине русские познакомились с небольшим по численности народом - гиляками (совр. - нивхи). Амурские и Сахалинские различались диалектами и культурными особенностями. Народ жил оседло, селился по берегам рек родовыми общинами, во главе которых стоял совет старейшин с выбранным главой рода. Основная хозяйственная деятельность - рыболовство, охота и разведение ездовых собак.