Индекс материала
Сельскохозяйственная авиация
стр. 2

 

 

Сельскохозяйственная  авиация  СССР

(Авиационно-химические работы   ( АХР )

В 1921 и 1922 гг. в России был  страшный голод (умерло  только по официальным данным  5 млн. человек: от больших потерь спасла помощь международных организаций, преимущественно - американских). Причин  несколько, но если отбросить экономическую разруху, вызванную  многолетней гражданской войной, то основная причина - в  случившихся два года подряд засухе в большинстве зернодобывающих  губерний и уничтожение  посевов в южных районах стадной  саранчой. В 1921 г. она поразила 1 млн.200 тыс. га посевов и пастбищ.

На социальную катастрофу надо было  реагировать  и  Совнаркомом была создана специальная комиссия для разработки методов  борьбы и с  засухой и c вредителями с/х культур. Если  работа по  борьбе с засухой вызыванием искусственных  осадков из облаков  велась  в то время  на  уровне теорий, то в плане борьбы с саранчой   у ученых были определенные  наработки.

Особенно много усилий тратили ученые на разработку методов борьбы со стадной саранчой, наносящей  громадные убытки в южных районах. Их полчища  способны передвигаться со скоростью 15-20 км/ч и лететь без перерыва до 20 час. Огромные живые облака саранчи иногда достигают 10 км в ширину и до 200 км в длину. Двух-трех дней попутного ветра достаточно саранче для того, чтобы, уничтожив  на своем пути посевы в одной губернии, атаковать их в соседней. Причем ручные методы, используемые для борьбы с ней,  были просто бесполезны.

Об использовании против  пожирателей  урожаев самолетов у сельхозпроизводителей   ученые передовых стран задумались  практически сразу после окончания первой мировой войны, когда появилась возможность использовать для этих целей освободившиеся военные самолеты.. Первой компанией,  применившей  авиационный метод борьбы с вредителями сельского хозяйства, была американская Ogdensburg Aeroway Corp. У  советских ученых такие мысли тоже, конечно,  были,  просто до определенного времени не было в их  распоряжении самолетов – вся  немногочисленная авиация вплоть до окончания Гражданской войны   продолжала нести «военную службу» в рядах Рабоче - Крестьянского воздушного флота.

Возможность проверить свои творческие задумки представилась  1 мая 1922 г.   В этот день в Москве на Центральном аэродроме  проводился авиационный праздник. В торжественных условиях открывалась первая  в  стране  международная воздушная линия   Москва – Кенигсберг, и в связи  с этим зрителям демонстрировались некоторые типы самолетов, которые могли бы применяться в гражданских целях. Полет по программе Комиссии по использованию воздушных средств для защиты растений был призван продемонстрировать  возможность использования самолета в борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений.

На летном поле были расстелены  большие листы бумаги, над ними на низкой высоте пролетал самолет, управляемый летчиком Ильзиным  Н.П. Тот в нужный момент дергал за рычаг и  из  прикрепленного рядом с кабиной летчика бачка–пульвелизатора  выбрасывался   раствор, имитирующий ядохимикат.  Зрители могли наблюдать  под брюхом самолета  шлейф  распыляемой жидкости, ученые же  сразу принялись  фотографировать листы бумаги, чтобы потом подсчитать  по следам падения количество капель, их размер, распределение по площади и т.д.

Сколько  и чего они  насчитали,  широким слоям  населения осталось неизвестно, в отличие от имен  ученых. Газеты сообщили, что возглавлял эту необычную работу профессор Московской сельскохозяйственной академии Н.Ф. Болдырев.

Несколько позже  профессор  совместно с лесным  энтомологом П.А. Свириденко  совершили еще несколько опытов уже по опылению  растений. Опыты осуществлялись на полях Бутырского хутора, о чем  в 1924 г. поведала брошюра В.Ф. Болдырева  «О применении самолетов при борьбе с вредителями», в которой  были отмечены  обнадеживающие  результаты опытов.

Чтобы осуществить обработку растений в производственных условиях, прежде всего надо было решать задачу приобретения самолета и эта  задача была решена  учеными только в 1925 г, когда им  удалось заполучить   сначала один, а вскоре и несколько самолетов У-8 «Конек-Горбунок» конструкции  инженера  Хиони.  Эти самолеты  были построены в одесских авиаремонтных мастерских для учебных целей,  но оказалось, что в стране таких самолетов к тому времени уже было  достаточно. Специалистам сельского хозяйства удалось убедить высокое начальство в том, что эти самолеты  необходимо  использовать для борьбы с саранчой.

Предложение ученых было принято и  в тех же  одесских авиамастерских, где самолеты собирались, были произведены необходимые технические доработки, которые превращали учебный самолет в  сельскохозяйственный. Для  этого в передней кабине снималось второе управление и ставился контейнер с химикатами, соединенный через пол кабины со специальными патрубками, распылявшими   эти химикаты в необходимой дозировке.

Осенью 1925 г. специалисты  московской сельхозакадемии  выехали в Харьков для участия в работе комиссии, изучавшей на практике способы применения самолетов для защиты растений. Первые, официально зарегистрированные  опытно-производственные полеты по борьбе с саранчой,  были  выполнены 29 июля 1925 года в Харьковской области (с. Савинцы Изюмского округа). Полеты на самолете У-8 выполнял летчик Александр  Бербенко.

В канун авиационно-химических работ в бюллетене Наркомзема УССР "Захист рослин" (май, 1925 года) была опубликована следующая информация: "В начале июня начнутся опыты по применению аэроплана в борьбе с вредителями. Предложено опыливание площадей, занятых саранчой (прусом). Опыты производятся под руководством В.Г. Аверина по материалам, предоставленным в его распоряжение  профессором В.Ф.Болдыревым и Г.И. Коротких".

Согласно газетной информации семь суток длилась в воздухе Украины первая битва за урожай. Эксперименты были сопряжены со многими трудностями:  подводили  технические сбои оборудования, мешали дожди, которые смывали отраву. Были неполадки и  в авиационной составляющей. В газете  "Харьковский пролетарий"  сообщалось: "Аэроплан Аэрохима "Конек-Горбунок" вылетел в последних числах июня в Изюмский округ, где производил борьбу с саранчой путем сбрасывания с аэроплана отравленных препаратов. Особенно много он сделал в Савинском районе, где с 26 июня по 3 июля была уничтожена на 80% саранча на площади 2500 десятин. 3 июля в 4 часа дня, после окончания работ, летчик А.Т. Бербеко вылетел из Савинцев в Изюм для агитационной работы. На расстоянии 7 верст от Савинцев, приблизительно на высоте 200 метров, мотор начал давать перебои, а затем совсем остановился. Место же для спуска было крайне неудобно: с одной стороны лес, а с другой шоссе, телеграфные столбы, овраги и поле, засеянное рожью. Летчик, пролетев ниже телеграфных проводов, спустился на поле. Колеса и пропеллер запутались в колосьях и аэроплан перевернулся. У летчика разорвался поясной ремень, он вылетел из кабины и ударился головой о землю. Из ушей, носа и рта хлынула кровь, но сознания летчик не потерял и добрался с трудом до станции Савинцы, откуда на автомобиле был доставлен в первый военный госпиталь в Харькове. Состояние здоровья тов. Бербенко удовлетворительно. У аэроплана повреждения незначительны: сломаны пропеллер, руль поворота и колеса. Весь ремонт аппарата обойдется, вероятно, в 100 рублей".

В 1926 г. Наркомзем  РСФСР организовал  и провел экспедицию  по применению  уже нескольких самолетов  в борьбе с саранчой  в местах ее нерестилищ в  нескольких районах страны. Было установлено, что за один час с самолета можно обрабатывать от 100 до 200 гектар с гарантированным эффектом. При этом  экспедиционные полеты  преднамеренно проводились  там,  куда другими средствами добраться проблематично  -  над крупнейшими  гнездилищами  в залитых водой плавнях Нижнего Поволжья, Кубани, Дагестана. На основании  работ экспедиции  были разработаны  правила проведения авиаработ и технические требования, которым должны отвечать  авиаопылители и  другое оборудование для  изготовления, хранения и заправки  самолетов  ядохимикатами..

Самолет У-8 «Конек-Горбунок» прекрасно себя зарекомендовал на новом поприще, успешно проработав  на нем до конца 1920-х гг. Участник первых мероприятий по уничтожению саранчи знаменитый советский летчик Михаил Водопьянов вспоминал о таких полетах: "В 1929 г. я впервые полетел в экспедицию по борьбе с саранчой не как бортмеханик, а как летчик. Больше того, как командир истребительного отряда, состоявшего из двух самолетов... Самолеты у нас были "Коньки-Горбунки"… Мы получили задание запылить на берегу Азовского моря (в Кубанской области) пять тысяч гектаров зараженных саранчой плавней и налетать сто летных часов. Полеты по опылению производились только утром и вечером - при росе. Если бы летали днем, когда нет росы, яд с камыша сыпался бы на землю. Порошок очень мелкий, при росе он садится на камыш ровным тонким слоем. Саранча, поедая камыш вместе с ядом, через некоторое время подыхает".

Самолет У-8 «Конек-Горбунок». фото 1925 года. Средняя Азия. Борьба с саранчой.

В преддверии первой пятилетки вопросам применения авиации в народном хозяйстве уделялось все больше внимания. Но все работы велись разрозненно. Однако, после появления «Конька-горбунка» новый способ борьбы с вредителями растений был признан действенным  и для уничтожения саранчи в Казахстане и Поволжье, в плавнях рек Дона, Кумы, Кубани, Сулака в 1927 г. были созданы три авиаотряда специального применения.  Одновременно, при участии ученых Сельскохозяйственной академии велись эксперименты по применению самолетов для борьбы с вредителями лесов и растений. О росте объема авиационно-химических работ в сельском хозяйстве  в начале внедрения АХР свидетельствуют следующие данные об  обработанных с/х полей  (в гектарах): 1925 г.– 1044; 1926 г. – 10622; 1927 г. – 30872; 1928 г. – 33563 га.

"Коньки-Горбунки" вошли в историю отечественной авиации как первые сельскохозяйственные самолеты. Всего было построено тридцать самолетов этого типа, но не все они  оборудовались для борьбы с вредителями сельхозкультур,  часть У-8 использовалась в агитационных целях. Страна бедствовала, средств на строительство самолетов  не было, вот летчикам  и приходилось выполнять миссию  пропагандистов идей авиации, агитируя народ вносить посильную лепту в создание отечественной авиапромышленности. Она преимущественно на народные деньги и создавалась. В 1929 году   стал выпускаться  более совершенный  самолет конструкции Поликарпова У-2, он и сменил на сельскохозяйственной вахте гибридного «Конька-Горбунка» .