Индекс материала
Сельскохозяйственная авиация
стр. 2

 

У-2 мог совершать взлет и посадку на самых малых аэродромах и даже на неподготовленных площадках. Его лётные качества  в зависимости от того, для каких целей применялся самолёт,  несколько отличались, но во всех случаях самолёт оставался надежным, лёгким и послушным в управлении. Вот некоторые характеристики  этого легендарного  самолета: взлётный вес — от 890 до 1100 кг, вес пустого самолёта - от 650 до 750 кг; Скорость максимальная — от 130 до 150 км/час, крейсерская — 100—120 км/час, посадочная — 60—70 км/час, потолок — 3800 м, разбег и пробег — 100—150 м.

Уже в 1929 году по заказу Наркомзема был спроектирован  сельскохозяйственный вариант  самолета У-2, получившего наименование У-2АП (Аэропыл, Аэроопрыскиватель, Аэросеятель). Первые 16 самолетов были изготовлены к концу года. Для установки специального бака (200-250 кг) на место второй кабины пришлось сдвинуть кабину летчика вперед, а вторую кабину — назад, что потребовало изменения конструкции крепления верхнего крыла, в центроплан верхнего крыла был встроен дополнительный бензобак. Агрегаты управления самолетом были установлены только в кабине пилота.

Всего для нужд сельского хозяйства в 1931-1941 годах было изготовлено около 1300 экземпляров У-2АП. В 1931 г. с самолёта У-2АП впервые был проведён удачный эксперимент посева риса на Северном Кавказе. Но наибольший эффект использования этого первого отечественного с/х самолета  был в борьбе с вредителями  колхозных полей: саранчой, луговым мотыльком, а позднее и с хлопковым паутинным клещом.

По большому счету, хотя первые практические работы по борьбе с саранчой относятся  к 1925 году,  по-настоящему продуктивной  борьба с ней стала вестись   после начала коллективизации, избавившей  сельхозземли  от   чересполосицы. Пока крестьяне производили продукцию в единоличных хозяйствах, они  защищали  свои посевы и посадки от вредителей вручную, что зачастую  не давало результата. Этот факт  и был взят на вооружение агитаторами коллективизации;  они объясняли крестьянам, что не только трактора будут им  помощниками в колхозах, но  и   самолеты, которые при объединении  земель возьмут на себя роль защитника урожаев на колхозных полях. И хотя большинство  сельских жителей в то время  не видели близко  самолета,  умело оформленный рассказ агитаторов воспринимался с пониманием и многие не только  вступали в колхоз, но и давали деньги на строительство самолетов для  гражданского воздушного флота.

В 1931 г., когда в сельском и лесном хозяйстве  к авиахимработам  были привлечены несколько десятков самолетов,   было принято решение организовать при Наркомземе СССР  специальное управление сельскохозяйственной авиации, в следующем году реорганизованное в Трест сельскохозяйственной авиации. В эти годы в системе управления гражданской авиации происходили постоянные реорганизации  и Трест просуществовал около полутора лет.  Весной 1934 г.  он был ликвидирован, часть сотрудников вошла в состав отдела по борьбе с вредителями сельского хозяйства Главного управления Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), в котором были   образованы  12 территориальных Управлений ГВФ. В этих управлениях  стали создаваться отряды  авиации специального применения, на которые и были возложены задачи  по проведению АХР.

С этих пор применение авиации в сельском хозяйстве страны  только расширялось. И, хотя первая сталинская пятилетка ввиду многих организационных неурядиц прошла  скомкано, в целом продвижение вперед было существенным, в том числе и в деле борьбы с вредителями сельского хозяйства авиационными методами. Если до этого площадь, зараженная саранчой в отдельные годы достигала 3 млн. га  и  практически никакой борьбы  с ней не велось, то с помощью самолетов в период 1929-1932 г. было обработано 460 тыс га.

Кроме саранчи в  30-е годы  самолеты широко использовались для борьбы с вредителями хлопка, производству которого советская власть уделяла особое внимание.   Главным врагом хлопчатника был паутинный клещ – против него и была развернута основная борьба с использованием авиации.

Впервые для этих целей самолет был использован в 1931 г, тогда в районах Средней Азии было опылено с воздуха 2 тысячи га хлопчатника.  Опыт оказался настолько эффективным, что уже в следующем году было опылено уже 26 тыс.га.

Сельскохозяйственные  самолеты  с успехом использовали также для проведения аэросева. В период голода и неурожая 1932-33 гг., когда не хватало людей и обычных сеялок, летные отряды на У-2АП сеяли с воздуха пшеницу и рис, на горных пастбищах высевали дикий овес для скота. Лишь в 1933 г. с самолетов было  засеяно 138 тысяч гектар сельскохозяйственных  полей. В  те годы в органах гражданской авиации был  зарегистрирован рекорд, установленный известным летчиком М.Е Сахаровым. В 1932 г. его  летный отряд на У-2АП сеял пшеницу. Летать приходилось много, летчики работали, что называется, на износ и в один из дней Сахаров установил рекорд -  совершил   в день 123 посадки для дозаправки семенами…В наше время   этот рекорд  выглядит, мягко говоря, нереальным, но,  как бы там ни было,  летчик Сахаров  известен  не только  этим рекордом - он первым , работая на Дальнем Востоке, разыскал с воздуха  пропавший во время дальнего перелета самолет «Родина» с женским экипажем, возглавляемым  Гризодубовой.

Начиная со второй пятилетки  годовые  объемы АХР  привязывались к планам роста посевов и посадок  тех  с/х культур, которые требовали защиты от вредителей и болезней. Под эти  планы  выпускалось и оборудовалось необходимое количество самолетов, многочисленные НИИ с/х направления  разрабатывали  методы и технологии авиационной обработки полей, колхозы и совхозы получали необходимое финансирование для заключения договоров с отрядами специального применения авиации. Весь  этот сложный многоуровневый механизм работал  под строжайшим контролем партийных органов (а в известные годы и НКВД). В целом объемы  АХР во второй пятилетке отличались  от объемов первой на порядок: в первой – это сотни тысяч га, во второй - миллионы.

Необходимо отметить, что в это время в погоне за выполнением планов сталинских пятилеток были и приписки.Тем не менее,  есть и объективные данные, отражающие несомненные успехи  авиационных методов защиты  сельскохозяйственных растений. Характерен в   этом плане  пример 1932 года, когда  произошла массовая вспышка саранчи. Ее очаги были отмечены тогда на  площади свыше 2,5 млн. га  и, если бы не  авиационные методы борьбы с ней, урожай мог бы полностью погибнуть.  Совместными усилиями работников колхозов и авиаторов большого ущерба  тогда удалось  избежать;  по подсчетам экономистов в случае  непринятия мер  он  мог  составить 70-80 млн. руб.

Прошло еще несколько лет борьбы со стадной саранчой и в 1940 году  было зафиксировано очевидное достижение в этой  области −  в Средней Азии, Северном Кавказе и Поволжье  гнездилища саранчи были полностью уничтожены.

Ясно, что такого результата нереально было  добиться без использования авиации. По подсчетам специалистов Научно-исследовательского института защиты растений для того, чтобы уничтожить саранчу на площади  1 тыс. га посевов ручным способом, надо было затратить 16 тыс. человеко-часов, конным аппаратом - 1600 часов, моторным аппаратом – 800 часов. А  легкий одномоторный самолет АП качественно опылит эту площадь за 6 час. 30 мин.. И обойдется такое опыливание дешевле всех других способов…

Без  авиации невозможно было добиться успехов и в борьбе с личинками малярийного комара. Согласно данным, опубликованным в журнале «Гражданская авиация», в 1940 г. в СССР было обработано более 3 млн.  га водоемов, зараженных  этими разносчиками тяжелой болезни. Результат был впечатляющий - многие районы  страны навсегда избавились от этих злостных вредителей.

*  *  *

Об эффективности использования авиации на АХР говорит  следующий пример. Начиная с 1943г., когда стала ощущаться близость победы и появилась возможность снимать с фронта  самолеты По-2,  часть их стали оборудовать для борьбы с саранчой, полчища которой  расплодились в годы войны, и другими вредителями полей (за время войны   количество  зараженных полей возросло на порядок,  урожаи были очень маленькие, страна остро нуждалась в хлебе).

Поистине революционные изменения в использовании авиации  на АХР стали происходить в 50-е годы. Пополнение парка сельскохозяйственной авиации самолетами Як-12 и  особенно многоцелевого Ан-2  способствовали тому, что в 1955 г. авиационно-химические работы в сельском хозяйстве  были  проведены  на площади  10 млн. га, что в 12 раз больше, чем в 1946 г.

Сельскохозяйственный самолет Ан-2 СХ стал легендой советской авиации.  Особенно велика его заслуга в освоении целинных и залежных земель, развернувшихся в 1954 г. в Казахстане, Сибири и ряде других районов страны. Огромные необжитые пространства, слабо развитая в то время сеть железных и шоссейных дорог в целинных районах потребовали широкого применения авиации. В эти районы в 1954 – 1956 гг.   направлялись целые эскадрильи Ан-2  от   нескольких управлений ГВФ. Во многом благодаря их использованию на АХР (авиационно-химических работах) по уничтожению сорняков было успешно освоено около 36 млн. га новых земель и получены сотни тысяч пудов дополнительного урожая, преобразились огромные районы Юго-Востока Сибири.

Помимо АХР, Ан-2 доставляли в эти районы людей и грузы. Например, в 1954 г. экипажи Барнаульского подразделения авиации спецприменения перевезли в колхозы и совхозы Алтая свыше 300 т различных грузов, в т. ч. запчасти к тракторам и комбайнам. В годы целинной эпопеи Ан-2 превратился в полноценный административный самолет, к услугам которого прибегало все партийное и хозяйственное руководство республики.

Немало и других славных страниц  вписано в историю использования легендарного Ан-2 в сельскохозяйственном производстве. Так экипажи самолетов Ан-2 Ошского  объединенного авиаотряда в суровую зиму 1968-1969 гг. оказали большую помощь  местным колхозам и совхозам в операции по спасению отар овец  и другого скота, лишенных доступа к  кормам. Экипажи самолетов Ан-2 делали по 8-10 вылетов по доставке животноводам кормов, прессованного сена, продуктов, которые сбрасывались с самолетов. Эти полеты спасли тысячи голов скота.

С 1956 г. началось широкое использование вер­толетов в народном хозяйстве страны. Особенно они были востребованы для  внесения удобрений и для борьбы с вредными насекомыми и сорняками в предгорных садах и виноградниках. В конце 50-х годов на полях страны трудились вертолеты Ми-1 и Ка-15. Но  они  вскоре перестали удовлетворять требованиям времени. Главный их недостаток − малая грузоподъемность. Ка-15 брал на борт всего 210 килограммов ядохимикатов, а Ми-1 −300.

Ситуация требовала  создания более мощного и многофункционального вертолета, способного выполнять   различные  задачи   и не только в интересах сельского хозяйства.

Таким вертолетом стал Ка−26 модуль­ной конструкции — «летающее шасси». Конструкторы сделали неизменным «носитель», которым стало шасси, а на него, в зависимости от цели можно было монтировать разное оборудование.

Ка-26. Вертолет - труженик

Если заказчику  требовалась пассажирская кабина, он закрепляет ее на «летающем шасси». Если ему понадобилась аппаратура для опрыскивания садов ядохимикатами, он снимает кабину, заменяя набором с/х оборудования. Съемных вариантов может быть много. Все оборудование, включая энергетические блоки, сделали быстросъемными, так что переоборудовать вертолет из варианта в вариант можно за 1,5–2 часа работы бригады из трех человек.

В 60-70-е годы ученые и специалисты Всесоюзного научно-исследовательского института сельского хозяйства разработали и внедрили несколько новых технологических приемов выполнения авиахимработ, в том числе и технологию сверхмалообъемного опрыскивания ядохимикатами вредителей и сорняков, усовершенствовали способы борьбы с сорной растительностью на рисовых плантациях, лугах и пастбищах, методы десикации и дефолиации растений. Применение авиации в полеводстве обеспечивало прибавку урожая зерновых не менее двух центнеров зерна с гектара. При авиазащите полумиллиона гектаров садов от вредителей и болезней высвобождалось примерно 30 тыс. рабочих и более 10 тыс. тракторов за один сезон.

Пик достижений в сфере применения авиации в сельскохозяйственном производстве приходится на первую половину 80-х, когда  в Советском Союзе  авиационно-химические работы ежегодно проводились на площади   более 100 млн. га.

Это достижение вряд ли когда будет улучшено,  так как при всей  гордости за эти рекордные  цифры

надо признать, что пестициды, применяемые на АХР, хоть и являются мощным оружием  против вредителей, однако не следует забывать, что они опасны для человека и окружающей среды. Их применение по современным понятиям целесообразно тогда, когда все другие методы и средства против конкретного вредителя исчерпаны и создается реальная угроза уничтожения урожая.

Тем не менее, летательные аппараты всегда будут востребованы для работ в  сельском  хозяйстве.

Так, в целях создания предпосылок к развитию сельхозавиации в России, Фонд содействия развитию сельского хозяйства выступил с инициативой создания Ассоциации сельскохозяйственной авиации – союза, который объединит всех профессионалов отрасли, поможет выстроить диалог с профильными министерствами и ведомствами, фермерским сообществом.

Мировая практика свидетельствует о том, что сельскохозяйственная авиация является мощнейшим средством интенсификации растениеводства. Даже давно устаревший самолёт Ан-2 может обработать свыше 1000 гектаров сельхозземель за один лётный день, исключается гибель посевов под колёсами техники, он также является незаменимым помощником тогда, когда из-за дождей сельхозмашинам «не войти в поля»…