Индекс материала
Лесная авиация
стр.2

 

 

Привести леса в известность

Календарями годы не считали, служил нам вехой полевой сезон.

Когда на картах точки отмечали, мы вспоминали шум зеленых крон.

Опять тайга и просеки кварталов как полигон таксаторских боев.

Могущество России прирастало богатством нами пройденных лесов!

( В. Нефедьев, главный научный сотрудник ЦЭПЛ РАН)


Первым декретом Советской власти – «Декретом о Земле» – все недра земли, руда, нефть, уголь, леса и воды, имеющие общегосударственное значение, были объявлены государственной собственностью.

27 мая 1918 г. был издан «Основной закон о лесах», состоявший из 120 статей. Основные положения этого закона отражали следующие моменты: 1. Никто не имеет собственности на лес – ни граждане, ни уезды, ни губернии, ни области. 2. Лес – достояние всего народа. 3. Технические органы заведуют лесами. 4. Потребности граждан удовлетворяются сельской, волостной, уездной и губернской властью. 5. Общенародные потребности удовлетворяет центральная власть. 6. Все равны в правах на лес. 7. Каждый может получить лес на корню. 8. Никто не может покупать – продавать лес. 9. Трудовое население получает лес на корню по корневой цене, а после выработки норм – бесплатно. Буржуазия и промышленники получают лес по твердым ценам. 10. Все обязаны прилагать свой труд к лесу. 11. Не трудящийся в лесу обязан оплатить лесной сбор.

*   *   *

СССР  обладал  необозримыми лесными богатствами (более трети лесов земного шара). Однако, на период Октябрьской революции  большая  их часть была  совсем не изучена  (за Уралом  лесоустройством было охвачено менее 10 процентов лесов). Поэтому  в одном из пунктов  известного обращения  Советского  правительства от 5 апреля 1918 г., подписанного Лениным,  говорилось  «… все леса нужно привести в известность, описать и организовать в них хозяйство».

Гражданская война отодвинула эту проблему на второй план, кроме того,  уже тогда было понимание, что наземными методами лесоустройства решение такой  задачи   на труднодоступных территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока невозможно, а  зарождавшаяся в те годы авиация использовалась  исключительно  в интересах военного ведомства.

Инициатором использования аэроснимков для проведения лесоустроительных работ был профессор  М.К. Турский, выдвинувший эту идею на Лесной конференции в 1921 г.

В 1922 г. А.Е. Новосельскнй, используя плановые аэроснимки для таксации леса, выявил их практическую ценность  и  стал активно пропагандировать необходимость  их разностороннего  использования в лесном деле.

Летом 1923 г. во время рабочих полетов на первой в стране воздушной линия между Москвой и Нижним Новгородом  проф. В.Ф. Болдырев 27 и 28 августа 1923 г.(в роли пассажира!) впервые совершил полеты для аэровизуального описания насаждений, расположенных вдоль трассы полета, отметив   участки, усохшие от повреждения  вредителями леса.

8 и 12 сентября того же года В.Ф. Болдырев, Г.М. Турский и А.А. Битрих совершили два полета над подмосковными лесничествами для учета степени  усыхания деревьев в насаждениях, а также для выяснения возможности таксации леса с воздуха.

Первая опытная аэросъемка лесов, выполненная в  1925 г. на территории Ленинградской и Калининской (Тверской) обл. дала положительные результаты и  в том же году по инициативе Лесного управления  Наркомзема  РСФСР была выполнена производственная аэрофотосъемка в масштабе 1:8400 на площади 520 кв.км. Работами руководил проф. П.М. Орлов. Эти первые аэрофотосъемки по праву считаются началом аэрофотосъемочных работ для гражданских целей в нашей стране.

После успешных Карских экспедиций 1921 и 1923 годов на правительственном уровне было решено наладить экспорт  сибирского леса в Европу  через Северный морской путь. В конце августа — начале сентября 1924 года на пароход «Леонид Красин» в устье Енисея впервые были загружены 3,5 тыс. куб. м пиломатериалов и доставлены в Великобританию.

Молодому Советскому государству остро требовалась  древесина – и на экспорт и для внутреннего потребления и с 1925 года в Сибири организуются работы по лесоэкономическим изысканиям. Главная цель этих работ определить места,  характеристику и   мощность лесосырьевых  ресурсов для планирования  развития лесной промышленности

В 1925 году создается Сибирский лесопромышленный трест «Сиблестрест», напрямую подчинявшийся ВСНХ. В ускоренном темпе и по упрощенной программе требовалось исследовать все лесные территории, представлявшие интерес с точки зрения промышленной эксплуатации, а там, где необходимо — провести лесотаксационные работы и обследованные участки обозначить как потенциальные лесосырьевые базы будущих предприятий. Для проведения столь масштабной работы была образована Сибирская лесоэкономическая экспедиция, возглавил которую известный ученый-лесовод В. Д. Сперанский.

До 30-х годов основой метод таких изысканий был поречной: наземные  изыскательские партии  прокладывали свои маршруты вдоль рек. В 1931 г. был проведен опыт по использованию для этих целей самолета. Он проводился в лесах Нижегородской губернии специалистами лесного хозяйства Г. Г Самойловичем, С.П. Румянцевым, Г.В. Стадницким.

В 1929 году началось строительство Игарского лесопильного комбината. Лес для комбината поставлялся с таежных делянок  25 леспромхозов, заготавливавших древесину в  бассейнах рек Чуна, Бирюса, Ангара и в нижнем течении  Енисея. Надо было иметь представление о лесных ресурсах в  этих местах  и в 1931 г. на самолете, принадлежавшем Комбинату Северного морского пути («Комсевморпуть»)  эту работу провела аэроэкспедиция под началом  известного лесовода Н.Н. Абрамова. Общая площадь обследованных им и Л.А Соколовым лесов составила около 6 млн. га.

С 1932 по 1935 г. опытно-производственные работы по применению авиации в лесном хозяйстве продолжались Ленинградским филиалом Всесоюзного научно-исследовательского института сельскохозяйственной и лесной авиации. Специалисты этого научного подразделения  разработали и внедрили в производство аэровизуальный метод обследования и картографирования лесов. В разработке метода и проведении опытных работ принимали участие многие научные  работники и специалисты: Г.Г. Самойлович, К.И. Алюшин, Д.П. Василевский, Л.С. Воскобойников, П.В. Горский и др.

Практическую  часть этой фундаментальной задачи решал, созданный  в 1935 г. на базе этого филиала, Государственный всесоюзный трест лесной авиации, заслуга которого в развитии лесной авиации и аэрофотосъемки исключительно велика. Он был создан « для производства на территории СССР лесных работ авиационными и комбинированными методами для целей планирования, организации, реконструкции лесного хозяйства и лесной промышленности». В   пояснительной записке к проекту устава треста говорилось, что «… Трест  является единственной в Союзе организацией, сосредоточившей в себе как производственный опыт работ по лесным спецприменениям авиационных средств, так и наличные кадры работников  молодой лесной авиации». В самом уставе определялось : «.Трест  лесной авиации должен иметь общесоюзное значение, обслуживая нужды не только Наркомлеса, но и других лесопользователей (Главлесоохраны при СНК СССР,  Нркоматов путей сообщения, тяжелой промышленности и др.)».

В состав треста входили авиационные отряды Горьковской, Северной, Уральской и  Красноярской (Сибирской) лесоавиационных экспедиций и аэрофотосъемочная лаборатория. Положением  о лесоавиационных экспедициях определялись следующие функции:

- учет лесного и лесосечного фонда

- составление планов и проектов мероприятий для промышленного и хозяйственного освоения лесов и организации лесного хозяйства;

- воздушная и наземная съемка-изыскания в целях проектирования и организации сухопутного и водного транспорта леса;

- лесопатологическое обследование и борьба с вредителями и болезнями леса;

- обслуживание авиацией текущей производственной деятельности  леспромхозов по лесному хозяйству, лесозаготовкам и лесосплаву;

-  лесокультурные  работы (аэросев и пр.);

- охрана лесов от пожаров и борьба с ними;

- выполнение работ по научным исследованиям и экспериментам в области применения авиации в лесном деле;

- обслуживание нужд отраслей народного хозяйства, соприкасающихся с лесным хозяйством в районах работ экспедиций.

Разработанный учеными Всесоюзного научно-исследовательского института сельскохозяйственной и лесной авиации  аэровизуальный метод обследования лесов  был тем средством, с помощью  которого и решалась задача приведения   в известность   необозримых лесов Сибири, Дальнего Востока и Севера. Коротко о сути этого метода.

Летнабы лесной авиации 30-х годов.

На весьма приблизительных топографических картах, пестрящих белыми пятнами необследованных территорий,   аэронавигаторы и аэротаксаторы лесной авиации  прокладывали  параллельные маршруты, опирающиеся на твердые  наземные ориентиры  и  выполняли  полеты на высоте 200-800 м , гарантирующей   визуальное перекрытие маршрутов.  При выполнении полета аэротаксатор производил зарисовку местности, отмечая по времени  на маршрутном листе-абрисе лесные  участки с характеристикой произрастающих насаждений (порода, возраст, полнота). Отмечались также прогалины, гари, болота  и прочие категории площадей.

После полетов  содержание абрисов полетов переносилось на топографическую основу, а по  отмеченным в полете характеристикам лесных насаждений определялся запас произрастающего  леса по породам.  Конечным результатом авиационного обследования лесов  было   составление карты лесов обследованной территории, которая давала   представление  органам лесного хозяйства  и лесной промышленности о  наличии  перспективных лесосырьевых баз,  на территориях которых в последующем намечалось проведение  наземных лесоустроительных мероприятий.

По расчетам ВСНХ, в ведении которого находились леса  промышленной зоны, требовалось проводить ежегодное обследование лесов на площади 60 млн. га. Никакими иными способами, кроме авиационного,  выполнить такой объем работ было невозможно и в 1938 г. в Новосибирске организуется Сибирская авиалесоустроительная  контора  Всесоюзного треста лесной авиации Наркомлеса СССР, которая   в основном и должна была  решать эту задачу. Лесоучетные работы осуществлялись под руководством И.И. Жейца, Н.С. Соснина, затем Н.И. Беляева, Л.А. Кабанова, Н.Б. Хейфица и Н.Ф. Тимофеева. Помимо авиационного обследования, направленного  на открытие перспективных лесосырьевых баз, в конторе работали сотни  наземных таксаторов и техников  проводивших инвентаризацию  лесных участков, ранее обследованных с воздуха и  перспективных в плане введения в эксплуатацию в ближайшее время.

Сибирская авиалесоустроительная контора была первой специализированной организацией, ориентированной на  изучение лесосырьевых ресурсов за Уралом и  руководствующейся заказами лесопромышленных трестов – Новосиблес, Омсклес, Томсклес, Кемероволес, Алтайлес, Хакасслес, Севполярлес и Востоксиблес.

В числе первых сибирских авиатаксаторов были Н.Н. Абрамов, Л.А. Соколов, сестры Е.В. и Т.В. Синюковы, а также А.С. Соломин, В.И. Скворецкий, Б.П. Павлов, и др. Применение авиации в изучении лесов ускорило приведение в известность обширной лесной территории, что значительно облегчило последующие работы по перспективному планированию лесозаготовительных предприятий и лесохозяйственных работ.

С года создания  Сибирской авиалесоустроительной конторы и до перевода (в 1960 г.) в Западно-Сибирский аэрофотолесоустроительный трест   были проведены лесотаксационные работы на площади 32,8 млн га. Результатом этих работ стало открытие  в Сибири десятков леспромхозов, обеспечивших древесиной и народное хозяйство страны и поставку высокосортных сортиментов за рубеж через порт Игарку, специально для этой цели построенный.

Интенсивное  авиационное обследование лесов шло и на Дальнем Востоке – в районах  наиболее неизученных и в то же время привлекательных для заготовки леса,  в том числе и на  экспорт. В 1935-1937 гг. было проведено первое авиационное обследование лесов южной части Дальнего Востока и составлена карта лесов этого района в масштабе 1: 500 000. Обследование лесов региона продолжилось  в 1938 г.  и к началу войны планирующие органы в целом имели представление о  потенциале лесосырьевых баз Дальнего Востока.

Традиционно перспективным для заготовок леса был Красноярский край,  особенно когда здесь с начала 30-х стал действовать мощный Игарский  лесопильно-перевалочный комбинат -   крупнейший в стране комплекс, ориентированный на экспорт. В 1940 году  предприятиями лесной промышленности  Красноярского края было заготовлено  свыше 4,1 млн. куб. м  высококачественного  леса. Немалая заслуга в этом достижении принадлежала  и аэротаксаторам  Треста лесной авиации...

В период войны лесоустроительные работы в небольших объемах осуществлялись лишь в целях обеспечения  потребностей, связанных с  военной обстановкой ( выявление гуттоносного и витаминного сырья, сырьевой базы для заготовки ружейной и лыжных болванок и пр.  стратегических сортиментов).

Послевоенными планами предусматривалось  быстрейшее восстановление прежних объемов лесоустроительных работ, но одновременно ощущалась острая нехватка специалистов и рабочих для геодезических съемок. С учетом этого в стране стали развиваться технологии работ, требующие меньших трудозатрат без снижения их качества. Возобновляются прерванные войной работы по авиационному обследованию лесов с использованием самолета По-2. Одновременно начинаются опытные работы по более широкому использованию материалов аэрофотосъемки для инвентаризации лесов. В 1945 г. при московской  лесоустроительной конторе Леспроекта организуется  фотосъемочный   отряд, располагающий  несколькими самолетами для выполнения  экспериментальных аэрофотосъемочных работ.

…..В 1947 г. на основании Постановления Совета Министров СССР Трест лесной авиации был ликвидирован, вся авиатехника и летно-технический состав были переданы в ведение ГВФ, а специалисты лесного хозяйства – в лесные ведомства:  летчики-наблюдатели авиалесоохраны  - в структуру Госохраны лесов; аэротаксаторы, аэронавигаторы, геодезисты  -  во Всесоюзное аэрофотолесоустроительное объединения «Леспроект» .С этого времени все работы по использованию авиации  в интересах  лесного хозяйства будут производиться на арендованной в ГВФ  авиатехнике.

Для   продолжения прерванных войной работ по приведению лесов в известность  в Леспроекте в 1948 и 1952 гг. были организованы две аэротаксационные экспедиции, которыми руководили Т.Х Чилингарян и И. Я. Майборода. Работы проводились методом аэротаксационного обследования, разработанного специалистами Ленинградского  аэрофотолесоустроительного треста.  Его отличие от простого аэровизуального заключается в том, что по ранее разработанным маршрутам с самолета производится таксация  камеральным путем выделов, оконтуренных на фотоснимках.

Такая технология подготовки исходного материала в сочетании с применением фотосхем и топографических карт масштаба 1:100 000 позволяла  аэронавигатору, практически без отклонений,  выэполнять самолетовождение по намеченным маршрутам, а аэротаксатору - уделять больше времени на  определение и описание таксационных характеристик выделов.

Использование  при обследовании лесов  аэротаксационного  метода способствовало  тому, что  законченные в 1956 г.  работы по приведению всех лесов Советского Союза в известность, стали  основой для составления  карты лесов СССР и перспективных планов ведения лесного хозяйства для 200  лесхозов Сибири и Дальнего Востока.

Авиалесоустроители, работавшие по приведению лесов в известность, использовали самолеты ПО-2, ЯК-12, АН-2, ЛИ-2, на которых   с 1948 по 1956 г. было  картировано  около 900 млн. гектаров  необследованных  лесов. Нелегкие работы эти  выполняли   экипажи опытных  аэронавигаторов-аэротаксаторов Леспроекта, среди которых были Ф.М Анцыгин, А.С. Белов, М, Вараксин,Б.В. Васильев, В. Г. Евдокимов, А.У. Кармазин, С.М. Кисилев, Е.В. Морозов и др.

Согласно отчетам лесоустроительных предприятий объемы аэротаксационных обследований  по годам распределились следующим образом (в млн. га): 1948 г.−17, 8 млн. га; 1949 г. – 42,3; 1950 г. – 52,9; 1951 г. −112,7; 1952 г.− 144,1; 1953 г.− 141,7;  1954 г. – 149,3;  1955 г. – 123,3; 1956  г..− 104,3 млн.га.

Карта лесов

Приведение в известность всех лесов СССР обеспечило возможность группе под руководством В.П. Цепляева, М.А. Цветкова, А.Ф. Кручинина М. Г. Гарсия составить полную карту лесов страны и приступить к составлению атласа лесов СССР. (Первая карта лесов Европейской части СССР  с распределением по породам ( на основе в основном наземной съемки ) была издана в 1931 г. Народным комиссариатом лесной промышленности).

Аэротаксационный метод обследования лесов  позволил планирующим органам иметь более качественный материал, нежели при примитивном  аэровизуальном обследовании,  однако, и он  для проектных работ   использоваться   все равно не мог вследствие  недостаточно высокой точности.

В 1956г. Центральным лесоустроительным предприятием и Московским лесотехническим институтом (МЛТИ) под общим  руководством  Пикалкина В.М.  была проведена опытная аэротаксация с вертолета Ми-1, показавшая значительно лучшие результаты, чем при использовании для этих целей самолета.

Опыт был продолжен в производственных условиях при проведении лесоустроительных работ в  ряде регионов:  в  1959 г. в Березовском лесхозе − аэротаксаторами Юго-Восточного лесоустроительного  предприятия (г. Воронеж)  и в Мензенском лесхозе Архангельской области − ленинградскими  специалистами.

Отличный обзор из кабины вертолета, низкие  скорости, высокая маневренность позволяли аэротаксаторам  дольше находиться над выделом и с достаточной точностью определять  таксационные характеристики насаждений: состав  по породам, возраст,  полноту, а если выдел  большой, то можно  было успеть отметить и другие данные. В малообжитых лесных районах Севера, Урала, Сибири и Дальнего Востока, в которых преобладают простые по форме и однообразные по составу насаждения, использование вертолетов позволило использовать аэротаксацию  как самостоятельный вид лесоустройства,   так и  в сочетании с  наземными работами   при лесоустройстве по низшим разрядам.

В последующем опыты были продолжены уже  в лесоустроительных предприятиях и с начала 60-х годов  вертолеты Ми-1 стали применяться  в производственных целях сначала в Западно-Сибирском, Цнтральном и Дальневосточном лесоустроительных предприятиях, затем и других подразделениях Леспроекта.

Технология аэротаксации лесов с вертолета вошла отдельным разделом в лесоустроительную инструкцию 1964 г. Согласно этой инструкции, аэротаксация  применяется как самостоятельный метод инвентаризации лесного фонда при лесоустройстве по четвертому разряду и при обследовании не запланированных для эксплуатации удаленных лесных массивов.  При аэротаксации используются аэрофотоснимки масштаба 1:25 000.

Общая схема проведения аэротаксации:

В год проведения лесоустройства до начала полевых работ производится контурно-топографическое дешифрирование аэроснимков и перенос всей отдешифрированной ситуации на репродукции фотосхем или фотопланов.

Наземная к воздушная тренировка. Наземная таксационная тренировка аэротаксаторов и аэронавигаторов состоит из тренировки по определению таксационных показателей насаждений на 20 пробных площадях, нанесенных на аэроснимки, обозначенных в натуре такими условными знаками, чтобы они были видны с воздуха. Дополнительно проводится линейная таксация не менее 40-50 типичных для данного района насаждений, расположенных вдоль линейного ориентира лесной просеки.

В заключение тренировки выбирается несколько насаждений, в которых после их аэротаксации производятся посадка вертолета и наземная контрольная таксация насаждений с выполнением инструментальных измерений таксационных показателей и с рубкой деревьев для проверки возраста древостоев, высот и диаметров на высоте груди.

Аэротаксация лесов с вертолета заключается в облете заранее оконтуренных и нанесенных на фотосхемы выделов. Рабочие полеты по аэротаксации лесов выполняются на высоте 60—100 м над земной поверхностью (20—40 м над кронами) в зависимости от сложности таксируемого объекта при скорости рабочего полета 40—50 км/ч. Таксационная характеристика покрытых лесом площадей записывается на полетном абрисе внутри контуров участков в виде дроби. В числителе указываются состав и группа возраста, в знаменателе — группа бонитета и полнота в целых единица

После полетов аэротаксатор тщательно просматривает записи, сделанные на фотосхеме в процессе аэротаксации. уточняет неясно написанные формулы, вносит необходимые исправления, нумерует выделы, а таксационные характеристики переписывает в журнал таксации.

Помимо таксации лесов с воздуха  вертолеты незаменимы  для обследования больших площадей  гарей, шелкопрядников, гольцов,болот,вырубок, ветроваловов и буреломов.

В 1965 г. таким методом были устроены леса в Томской области, частично пораженные сибирским шелкопрядом на площади 100 тыс га.

Большой объем работ по аэротаксационному обследованию лесов и аэротаксации с вертолетов проводил  Комплексный отряд Восточно-Сибирского л/у предприятия, образованного  в 1961 г.на базе двух экспедиций Западно-Сибирского  предприятия, расквартированных  в Красноярске.

В 1964  и последующие годы  летнабы Комплексного отряда выполняли аэротаксационные работы с использованием вертолетов Ми-1 и Ми-2 на площади 17,65 млн га. в северных лесхозах края. Эти работы выполнялись аэротаксационной партией в составе С. А. Успенского, С. М. Киселева, О. И. Воронцова, В. В. Хохановского, Е. О. Бесхмельницина, П. П. Слижова и приглашенных аэротаксаторов из Западно-Сибирского лесоустроительного предприятия под руководством М. В. Дворяшина.  При этом часть работ в  неперспективных в части эксплуатации лесных территориях  с целью уменьшения общей стоимости работ  проводилась  с  самолета Як-12.

Эти же специалисты обеспечивали аэротаксацию межпросечных пространств на площади 1,6 млн. га в 1963–1965 годах в Ярцевском и Мотыгинском лесхозах Красноярского края, Слюдянском, Ангарском и Качугском лесхозах Иркутской области.

Кроме этого   с использованием аэротаксации  и аэрофотосъемки было  проведено  обследование гарей по Красноярскому краю на площади 7 млн. га и   шелкопрядников   на площади более 2 ,5 млн. га.

Один из опытнейших аэротаксаторов  В/О «Леспроект» Киселев С.М.

В  70-80–е годы аэротаксация лесов с  вертолета  используется в сочетании  с камеральным дешифрированием цветных спектрозональных аэрофотоснимков, применение которых дает более высокую точность инвентаризации лесного фонда.

С 1984 по 1988 годы в Красноярском крае, Эвенкии, Якутии, Иркутской области с самолета АН-2  был выполнен цикл работ по выявлению и учету текущих изменений в лесном фонде, вызванных стихийными бедствиями ( пожары, ветровалы, шелкопрядники и т.д.) , на основе материалов космической аэрофотосъемки.  Разработчиком, организатором и исполнителем крупномасштабной аэрофотосъемки  с самолета и вертолета  был начальник комплексной партии М. В. Дворяшин.  Эта разработка позволяет проводить  ежегодный  учет текущих изменений в лесном фонде, вызванных не только стихийными бедствиями, но и масштабной хозяйственной деятельностью человека или энтомовредителями.

В настоящее время методы лесоустройства во многом  замещаются  различными видами лесного мониторинга с использованием методов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ):   Среди этих видов мониторинга основными являются:

- Мониторинг лесных ресурсов и земель лесного фонда;

-  Лесопатологический  мониторинг;

-  Лесопожарный мониторинг;

-  Мониторинг малоосвоенных лесов



 

 

 

 

.