Индекс материала
Вертолеты
Вертолеты Миля М.Л.
Вертолеты Камова Н.И.

 

Гражданские вертолеты Камова (советского периода)

Николай Ильич  Камов (14.09.1902г.-24.11.1973г.) - родился в городе Иркутске в семье учителя. Ещё учеником коммерческого училища он стал интересоваться авиацией и часто посещал демонстрационные полеты известных в то время пилотов. Приехал в Томск и поступил в Томский технологический институт, когда ему не было ещё и 16 лет. С 1918 по 1923годы он учился на мехфаке. В 20 лет Камов с отличием окончил ТТИ, войдя в историю вуза как самый молодой студент, выпускник и инженер.

В 1929 году вместе с Николаем Скржинским Камов создал первый советский автожир Каскр-1 «Красный инженер». В 1935 году под руководством Камова был создан боевой автожир А-7, использовавшийся во время Великой Отечественной войны.

В 1940 году Камов стал главным конструктором КБ по вертолётостроению. Именно Камов придумал само слово «вертолёт».

Под руководством Камова были созданы вертолёты Ка-8 (1948), Ка-10 (1953), Ка-15 (1956), Ка-18 (1960), Ка-25 (1968), Ка-26 (1967), винтокрыл Ка-22 (1964), аэросани Север-2 и Ка-30, глиссер.

Первым вертолётом ОКБ Камова, выпущенным крупной серией, стал Ка-15. Эта винтокрылая машина изначально разрабатывалась для нужд морской авиации в качестве противолодочного вертолёта, корабельного разведчика и связного. Именно Ка-15 стал первым штатным вертолетом на кораблях советского ВМФ.

Первый   крупносерийный вертолет Камова  Ка-15

Летно-технические характеристики Ка-15

Диаметр главного винта - 10,0 м
Длина - 6,0 м
Высота - 3,3 м
Масса, кг
- пустого - 968
- максимальная взлетная - 1363
Мощность двиг  - 255 л.с.
Максимальная скорость - 150 км/ч
Практическая дальность - 500 км
Практический потолок - 3500 м
Статический потолок - 600 м
Экипаж - 2 чел

Ка-26 (многофункциональный вертолет)

Вертолет общего назначения ОКБ Камова Ка-26, в отчетах НАТО именовавшийся Hoodlum ( хулиган), появился в начале 1964г. Он имел традиционное оперение с двумя килями и соединявшим их стабилизатором, крепившимся к двухбалочному фюзеляжу. Аппарат стоял на четырехколесном шасси и был оснащен двумя звездообразными поршневыми двигателями Веденеев М-14В-26 мощностью по 242 кВт. Двигатели размещались в мотогондолах на коротких горизонтальных пилонах в верхней части фюзеляжа. Кабина была закрыта и оборудована для работы одного пилота. Остальную ее часть можно было использовать для различных целей: опыления и разбрызгивания в сельском хозяйстве, воздушной скорой медицинской помощи, грузовых и пассажирских перевозок.

Серийное производство продолжалось до 1977 года. Всего изготовлено 816 вертолётов Ка-26 всех модификаций. 257 вертолётов поставлено на экспорт в 13 стран мира. Ка-26 применялся в основном для гражданских целей, но в Болгарии и Венгрии использовался и в ВВС. На Ка-26 установлено 5 мировых рекордов.

Гражданские модификации вертолёта:

Ка-26 - грузопассажирский (базовый). Отличался подвесной кабиной с 6 откидными сиденьями вдоль бортов для пассажиров.

Ка-26 - сельскохозяйственный с аппаратурой для проведения авиахимработ (АХР). В состав быстросъёмного навесного оборудования входят: бак на 800 л и опрыскиватель шириной 11,2 м для разбрызгивания жидких химикатов, бункер на 800 л для твёрдых химикатов с центробежным разбрасывателем, пассажирская кабина на 6 мест (внутренние размеры: 1280x1370x1840 мм), грузовая платформа с откидными бортами, дистанционно управляемая лебёдка с крюком для подъёма грузов.

Ка-26 - грузовой. Оснащался подвесной платформой с откидными бортами.

Ка-26 - летающий кран. Оснащался тросом с грузовым крюком.

Ка-26 - геологический. Оснащался электромагнитной аппаратурой, кольцом генераторного контура, электрической лебёдкой, автоматическим тросорубом, фотокамерой АФА-31-МА.

Ка-26С - санитарный. Предназначен для перевозки 2 лежачих больных на носилках и 3 сидячих. Отличался специальным устройством для погрузки и выгрузки носилок.

Ка-26 - лесопатрульный (оборудуется лебёдкой ЛПГ-150 для спасательных работ)

Ка-26 - корабельный спасательный (с баллонетами для посадки на воду, лебёдкой ЛПГ-150-МЗ, лодкой ЛАС-5МЗ, радиостанцией "Коралл", телекамерой).

Ка-26 - патрульный для ГАИ (с громкоговорителями, лебёдкой, телекамерой)

Летно-технические данные К-26:

Диаметр главного винта - 13,00 м. Длина - 7,75 м. Высота - 4,05 м. Максимальная взлетная масса - 3250 кг. Тип двигателя - 2 ПД М-14В-26. Мощность - 2 х 325 л.с. Максимальная скорость - 160 км/ч. Крейсерская скорость - 130 км/ч. Радиус действия - 465 км. Практический потолок - 3000 м. Экипаж 1- 2 чел. Полезная нагрузка -6 пассажиров или 900 кг груза.

Ка-32А (многофункциональный вертолет)

Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ, разгрузки - погрузки судов на ходу и стоящих на рейде, ведения ледовой разведки, обслуживания шельфовых газо- и нефтепроводов, выполнения строительно-монтажных работ.

Вертолет Ка-32А соосной схемы с двумя трехлопастными несущими винтами диаметром 15,9 м. Лопасти винтов из полимерных композиционных материалов с системой складывания в походное положение при базировании на кораблях. Соосная схема обеспечивает вертолету безопасность маневрирования вблизи препятствий, в том числе в неспокойной турбулентной атмосфере.

Ка-32А не имеет себе равных в своем классе, способен перевозить грузы массой до 5000 кг на внешней подвеске на высотах до 2500 м. При отказе одного из двигателей обеспечено продолжение горизонтального полета и его успешное завершение. Бортовой радиоэлектронный комплекс позволяет выполнять полеты в любое время суток круглогодично, в том числе и в сложных погодных условиях.

На вертолете установлено 7 мировых рекордов. Ка-32А успешно эксплуатируется зарубежными фирмами Швейцарии, Канады, Бирмы и других стран. Созданы модификации: Ка-32А1 - пожарный, Ка-32А2 – милицейский и др.

Летно-технические характеристики Ка-32

Нормальная взлетная масса, кг. - 11000
Максимальная полетная масса с грузом на внешней подвеске, кг - 12600
Мощность двигателей, э.л.с 2х2225
Максимальная скорость, км/час - 250
Практический потолок, м -6000
Максимальный вес груза, кг:на внешней подвеске -5000