Индекс материала
спецсамолеты
К.А.Калинина
Н.Н.Поликарпова
В.Б.Шаврова
Г.М.Бериева
А.Н.Туполева
А.С.Яковлева
О.К.Антонова
Б.П.Лисунова
С.В.Ильюшина

 

САМОЛЕТЫ ДЛЯ ГРАЖДАНСКИХ ЦЕЛЕЙ АВИАКОНСТРУКТОРА Н.Н. ПОЛИКАРПОВА

Николай  Николаевич Поликарпов (1892-1944) родился в 1892 году в семье сельского священника. Окончив Духовное училище, поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института, где и увлекся авиацией. По окончании института начинает работать на авиационном отделении Русско-Балтийского вагонного завода, которым  руководил знаменитый авиаконструктор Игорь Сикорский. После революции Сикорский из-за своего происхождения попал в опалу и был вынужден эмигрировать в США. Он звал с собой Поликарпова, обещая идеальные условия для творчества, но тот отказался, хотя, как и Сикорский   числился в кандидатах на преследование со стороны большевистской власти.

В 20-е годы  Поликарпов -  один из успешных авиаконструкторов Советской России; в 1923-1924 гг.  он  создает первый советский истребитель  И-1 и самолет-разведчик Р- 1, который постоянно усовершенствует, и  к концу 1928 г. был  готов к серийному производству  многоцелевой Р -5, ставший одним из самых  массовых самолетов-бипланов тридцатых годов. Поликарпова по праву коллеги и лётчики называли королём истребителей, его знаменитый «ишачок» И-16, применялся на Халхин-Голе, в Испании, в Финляндии в 1940 году. К началу Великой Отечественной войны их было выпущено 8 500 единиц и они достойно показали себя в первых воздушных схватках с немецкими «мессерами», хотя и проигрывали им в скорости.

К другим достижением талантливого конструктора, не менее значимым,  следует отнести создание в 1927 г.  учебного самолета У-2, который,  хотя и был задуман лишь как учебный самолет, в итоге  нашел такое разнообразное применение, о котором  никто не мог представить, когда самолет  проектировался.

Машина У-2 отличалась простой конструкцией, хорошей устойчивостью и управляемостью. В 1928 г. У-2 экспонировался на Международной выставке в Берлине, в том же году был запущен в серийное производство. За 40 лет эксплуатации было создано около 14  модификаций легендарного У-2. Самолету принадлежит  рекорд долговечности конструкции, которая подвергалась лишь частичному совершенствованию. В 1944 после смерти Поликарпова,  самолет У-2 переименовали в По-2, дав уже ставшему легендарным самолету имя его создателя. На У-2 (По-2) в 1930-1950 гг. учились все пилоты гражданской авиации. В качестве учебного он был незаменим тем, что при потере скорости самолет в штопор не срывался, а будучи введен принудительно (для чего требовалось большое усилие) - выходил из него немедленно, как только рули ставились нейтрально.

Гражданские модификации самолета У-2

- У-2 (АП, АО, Аэропыл,) Уже с самого начала производства У-2 как учебного самолета начались работы по приспособлению его для нужд сельскохозяйственной авиации. Самолет сделали одноместным, переднее сиденье и  кабину сдвинули вперед на 0,25 м, бензобак перенесли в центроплан. В задней кабине закрепили бак  емкостью  200-250 литров,  конструкция  которого время от времени менялась в зависимости от свойств химикатов. Менялись  и приспособления для рассеивания химикатов  при работе с порошком, с жидкостью или при аэросеве семян. Они  соответственно так и назывались :«Аэроопрыскиватель»,  «Аэроопыливатель», «Аэросеятель».

Летные качества У-2 АП мало отличались от У-2, но проводились некоторые доработки. Так, для того, чтобы взлетать и садиться на пахоте или сыром грунте, к ободу  колеса приваривался другой такой же обод и получалось двойной ширины колесо. Такие колеса  не вязли в сыром грунте.

- У-2 СП (У-2 спецприменения). Тот же АП, но вместо спецустройств и  бака для опыления в нем были сделаны две одноместные кабины для перевозки особо важных персон. Доработанный таким образом  У-2 стали называть самолетом "для спецприменения" или сокращенно СП (У-2СП).

Летом 1930-го первый тщательно изготовленный самолет передали заказчику - С.М.Кирову.

СП вызвал естественный интерес и у других руководителей областей, отдельных ведомств и служб.  Специальный ("Обкомовский") самолет был очень нужен в условиях традиционного российского бездорожья. Тем не менее, построив 60 машин данного типа в качестве лимузинов,  в 1934-м их выпуск прекратили, так как в качестве "обкомовской" машины официально приняли  «АИР -6» А.С.Яковлева. Однако ГВФ требовалась машина для перевозки почты, грузов, экстренной доставки запасных частей, для обучения, тренировки и парашютной подготовки летного состава. И выпуск У-2СП в трехместном варианте возобновили.

Всего за 1934-1939 гг. был выпущен 861 экземпляр У-2СП. Трехместный У-2СП (иногда маркируемый как ПС-3), помимо транспортных перевозок, использовался для оперативного обслуживания различных экспедиций в труднодоступных районах, а также  в авиалесоохране и авиаобследовании лесов, в рыборазведке, аэрофотосъемке и др. авиаработах, в которых требовалось нахождение  на борту специалистов тех или иных ведомств: летчиков – наблюдателей, бортоператоров,  бортнаблюдателей…).

У-2С(С-1) - самолет санитарной авиации с отсеком в фюзеляже для перевозки больного на носилках с полной нагрузкой 340 кг. (один человек на носилках).

С-2 - санитарный вариант, близкий к первому типу С-1, отличался  лучшей  аэродинамикой фюзеляжа. Начало выпуска - 1939 г. Строился крупными сериями. Самолет в последующем несколько изменялся, в основном, в сторону увеличения объема под носилки. Санитарный С-2 на дюралевых поплавках -  выпущен в 1946 г. в 10 экземплярах для работы в Арктических районах Севера и Сибири (все другие конструкции поплавков были деревянные).

У-2М на поплавках. Самолетов на поплавках было несколько типов (поплавки конструкции Поликарпова,  Шаврова, Щербакова, ЦАГИ). Более широко применялись  в авиации Военно-морского флота, но  в ограниченном количестве (особенно после войны) использовались и в интересах  народного хозяйства: для ведения рыборазведки и для обслуживания  изыскательских экспедиций, работающих в районах с обилием озер и рек.

Всего  было построено 33 тысячи экземпляров различных вариантов самолетов У-2 (ПО-2). Из них около 900 самолетов У-2 (По-2) выпущено в трехместном транспортном варианте и 1200 в сельскохозяйственном.Серийный выпуск По-2 продолжался до 1953 г., и самолет работал в небе до начала шестидесятых годов.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ У-2 (ПО-2)

Взлетная масса, кг.-  890
Масса пустого самолета, кг. -  635
Практический потолок, м. -  3820
Максимальная скорость, км/час -  150
Посадочная скорость, км/час -  65
Длина самолета, м. - 8,17
Размах верхнего крыла м. - 11,4
Размах нижнего крыла м. - 10,65
Высота самолета, м. - 3,1
Запас топлива, кг. - 90
Дальность полета, км. - 430

Неоценимую  помощь оказывали вездесущие У-2( ПО-2)  во время войн:  ночные бомбардировщики, корректировщики  артиллерии, штабные, связные, – и это  далеко не полный перечень его  военных  модификаций. Тысячам раненых спас жизни санитарный У-2.  В обычном варианте он был рассчитан  на перевозку всего одного раненого. Но простота конструкции и многочисленные усовершенствования  изобретателей и умельцев  от авиации позволяли перевозить во время Великой отечественной войны   на У-2 не одного, а двух, а иногда и трех раненых. И таких дооборудованных  для конкретных целей неприхотливых  «кукурузников» на фронтах было немало.

Большую популярность на фронте имели ночные бомбардировщики У-2. Они приступали к своей работе в сумерках. На малой высоте самолеты перелетали со своих баз на маленькие аэродромы подскока, которые были расположены практически у самой линии фронта. Здесь на самолеты загружалось вооружение, и они поднимались в ночное небо для того, чтобы нанести бомбовые удары по немецким позициям. Близость аэродромов подскока к фронту позволяла в течение ночи произвести несколько боевых вылетов. Известны случаи, когда У-2 взлетали за ночь до 10 раз. Если умножить данное число на максимальную бомбовую нагрузку, которая равнялась 300 кг, получится, что маленький, тихоходный биплан за ночь мог сбросить на немецкие позиции больше бомб, чем тяжелый бомбардировщик.

В послевоенные годы в  гражданский вариант  были переоборудованы   несколько сотен военных У-2, которые  вновь стали  выполнять свои прежние функции самолетов специального назначения, обслуживая  многие отрасли, встававшего на мирные рельсы народного хозяйства страны.