Индекс материала |
---|
спецсамолеты |
К.А.Калинина |
Н.Н.Поликарпова |
В.Б.Шаврова |
Г.М.Бериева |
А.Н.Туполева |
А.С.Яковлева |
О.К.Антонова |
Б.П.Лисунова |
С.В.Ильюшина |
Самолет специального применения Ли-2 авиаконструктора Б.П. Лисунова
Двухмоторный пассажирский самолет Ли-2 - воспроизведение американского пассажирского самолета Дуглас DC-3, отличавшегося надежностью, экономичностью и простотой в эксплуатации (военный вариант этого самолета производился на Дугласе под наименованием С-47).
Параллельно с покупкой самолетов DC-3 наша страна в 1938 г. приобрела и лицензию на его производство, освоенное заводом № 84 в Химках. Выпускаемый здесь самолет именовался сначала как ПС-84 (Пассажирский самолет з-да № 84), а с 1942г. – (Ли-2 по имени главного инженера завода Бориса Павловича Лисунова, руководившего внедрением воспроизведенной версии в производство).
К апрелю 1941 года на заводе в Химках собрали 100-й самолет и к началу войны "Аэрофлот" располагал 72 ПС-84, остальные числились за ВВС, 5 машин имел ВМФ.
(В начале войны завод был эвакуирован в Ташкент).
Летно-технические данные (Ли-2)
Длина, м 19,66
Размах крыла, м 29,98
Высота м.5,16
Мощность 2х1000 лс.
Макс. скорость, км/ч 320
Крейсерская скорость, км/ч 290
Дальность полёта, км 2560
Потолок, м 7350
Взлётный вес, кг 7700
Макс. взлётный вес, кг 10500
Экипаж -3 чел
Модификации (Ли-2)
Недорогой, неприхотливый и надежный «вечный Дуглас (как его величали специалисты) был буквально вездесущ – эти самолеты на бреющем прорывались в блокированный Ленинград и осажденный Севастополь, бомбили Кенигсберг, Хельсинки и Будапешт. На этом самолете 9 мая 1945 года были доставлены в Москву Знамя Победы и Акт о капитуляции Германии. Внесли Ли-2 свой вклад в победу и в войне с Японией - с них высаживали десантников в Порт-Артуре, Харбине и Мукдене. Ли-2 участвовали в Корейской и Вьетнамской войнах. Об их живучести на фронтах ходят легенды. Чтобы представить картину боевых будней Ли-2, приведем известный пример.
13 сентября 1943 г., когда самолет 101-го полка АДЦ с 10 эвакуированными детьми на борту возвращался с партизанской площадки Лужица, пара Мессершмиттов" атаковала Ли-2 в предрассветной мгле, что позволило советскому экипажу достаточно четко видеть противника, но и не дало возможности уйти от него. Истребители вели огонь прежде всего по оборонительным точкам корабля, и вскоре стрелок И. И. Дробышев, радист В. Ф. Монахов были убиты, а заменивший последнего у шкворневого пулемета борт-техник Белоконь - тяжело ранен. Погиб и второй пилот И. В. Кульников. Ли-2 был здорово искалечен и держался в воздухе главным образом на желании командира корабля Асавина спасти натерпевшихся в оккупации маленьких пассажиров. Ему удалось перетянуть линию фронта и успешно посадить горящую машину на первое попавшееся поле. Никто из детей не пострадал. Своим спасением они были обязаны мужеству экипажа и высокой живучести Ли-2.
… После войны. Ташкентский завод возобновил выпуск гражданских Ли-2, а вскоре их стали производить и в Комсомольске на Амуре. Кроме этого после войны многие организации, имевшие в своем распоряжении Ли-2, своими силами приспосабливали их для решения своих специфических задач, ранее не свойственных этим самолетам. Незаменимыми они были в подразделениях Полярной авиации, особенно широко использовались в Арктике: доставляли исследователей и грузы в районы Северного полюса, проводили ледовую разведку и воздушную съемку, патрулировали (с десантниками-пожарными на борту) леса, несколько Ли-2 были оборудованы как летающие лаборатории. По меньшей мере четыре машинах были оборудованы турбокомпрессорами, что позволяло эксплуатировать их на высокогорных аэродромах Антарктиды и Средней Азии.
В интересах сельского и лесного хозяйства несколько машин переоборудовали в так называемые «аэропылы». Большая грузоподъемность позволяла эффективно применять их для борьбы с вредителями полей и лесов, однако требовались специально оборудованные аэродромы и существенные экономические затраты. В роли «аэропылов» Ли-2 ограниченно использовались в период 1948-1955 гг. С появлением в серии самолетов АН-2 от этой затеи отказались.
Гражданские модификации самолета Ли-2
Ли-2П и Ли-2Т. В соответствии с приказом НКАП от 27 апреля 1945 г. Ташкентский авизавод № 84 с 1 мая 1945 г. перешел только на выпуск пассажирского самолета Ли-2П и грузового Ли-2Т с двигателями АШ-62ИР. Серийное производство Ли-2Т было развернуто и на заводе № 126 в Комсомольске на Амуре (с 1946 до 1950 г.). Самолеты Ли-2П строились на заводе № 84 до 1953 г.
Ли-2ЛП (Ли-2ППЛ). – лесопожарный вариант. На этом самолете с обоих бортов были установлены дополнительные блистеры для наблюдателей. Грузовая кабина соответствовала десантному варианту, в ней размещались доставляемые к очагам пожаров парашютисты.
Ли-2ПР – самолет для ледовой и рыборазведок.. Для этих целей носовой обтекатель самолета заменили удлиненной и остекленной кабиной наблюдателя. В пассажирской кабине разместили рабочие места гидрологов и дополнительные топливные баки. Заднее багажное отделение оборудовали средствами сброса грузов. Ли-2ПР оснащался дополнительным оборудованием: сиреной С-1, авиационным индикатором НИ-50, бортвизиром АБ-52, самолетным громкоговорящим устройством СГУ-15, а некоторые машины несли и аэрофотосъемочную аппаратуру.
ЛИ-2РТ – самолет-ретранслятор. По меньшей мере, три таких борта использовались в качестве ретрансляторов телевизионных передач. Коллектив интузиастов-телевизионщиков разработал приемопередающую телеаппаратуру, которой авиаторы оборудовали самолет на минской авиаремонтной базе. В 1957 г. в день открытия Всемирного фестиваля молодежи и студентов два Ли-2РТ заняли в воздухе отведенные им для барражирования зоны. Специальные следящие системы, установленные на самолетах, поддерживали при разворотах постоянное направление их антенн. Один самолет принимал программу Московского телецентра и передавал ее в Смоленск. Потом изображение передавалось на второй самолет, который транслировал его в Минск, где сигнал принимался местным телецентром. Таким образом жители Смоленска и Минска увидели торжественную программу открытия фестиваля, а затем в течение двух недель имели возможность по нескольку часов смотреть московские передачи. В последний день фестиваля к программам из столицы СССР смогли приобщиться и киевляне, для чего использовался третий Ли-2РТ.
В канун 40-летия Октября самолетная ретрансляционная линия была «проложена» между Москвой и Горьким. А в 1958 г. специалисты Одесского электротехнического института связи использовали один Ли-2 для экспериментальных ретрансляций телевизионных передач из Киева в свой город. Для этого на фюзеляже была смонтирована трехэлементная поворотная антенна, а на стабилизаторе - передающая неповоротная антенна.
Ли-2Ф - самолет-аэрофотосъемщик. В пассажирской кабине был организован отсек операторов, в котором находились по одному фотоаппарату АФА-ТЭ-35, АФА-ЗЗН-20 и два АФА-ТЭ-100. Версия аэрофотосъемщика, приспособленная для выполнения фотограмметрии, получила обозначение Ли-2ФГ. Помимо СССР, такие машины применялись в Польше - пять самолетов служили в эскадре аэрофотограмметрии и три - в авиакомпании LOT. Они были оборудованы швейцарскими фотокамерами «Вилда» РС-5.
Ли-2- Метео.После войны на минском АРЗ № 407 приступили к оборудованию нескольких метеолабораторий.. Машины предназначалась для исследования атмосферы и облаков в широком диапазоне высот с использованием контактных и дистанционных методов измерения; изучения характеристик электрических зон в атмосфере, опасных для полетов воздушных судов; исследования закономерностей распространения радиоволн в различных метеоусловиях; мониторинга окружающей среды для определения зон загрязнения.
На базе Ли-2 был создан целый ряд летающих лабораторий Ли-2ЛЛ в числе которых была лаборатория, участвовавшая в первых ядерных испытаниях ( специальными заборниками брались пробы из радиоактивного облака и производилась аэрофотосъемка).
Всего с 1939 по 1953 г. были построены порядка 5000 экземпляров самолетов ПС-84 (Ли-2) самых различных модификаций. При этом Ли-2 благодаря надежной конструкции и простоте ремонта отличались долгожительством и эксплуатировались очень долго. Особенно в полярной авиации. Один из Ли-2 выпуска 1952 г., восстановленный в 1992 г. энтузиастами Федерации любителей авиации совершал полеты в России еще в течение 12 лет и все же он был потерян в июне 2004г.*
Известно, что команда венгерских авиареставраторов восстановила, оформила в фирменных цветах а/к Malev и подняла в воздух свой Ли-2. Этот самолёт демонстрировался в 2012 г.на авиационной выставке в Германии, куда прибыл из Будапешта по воздуху.
Таким образом, жизнь легендарного Ли-2, благодаря энтузиастам, можно сказать, продолжается. Он стоит на постаментах в качестве памятников во многих городах, в частности, в аэропорту Елизово (Петропавловск-Калмчатский), в городе Байконур, Салехарде, Комсомольске-на Амуре, посёлке Черский, посёлке Храброво Калининградской области, поселке Гаровка-2 под Хабаровском, в нескольких музеях авиации.