Индекс материала
спецсамолеты
К.А.Калинина
Н.Н.Поликарпова
В.Б.Шаврова
Г.М.Бериева
А.Н.Туполева
А.С.Яковлева
О.К.Антонова
Б.П.Лисунова
С.В.Ильюшина

 

Самолет специального применения  Ли-2 авиаконструктора Б.П. Лисунова

Двухмоторный пассажирский самолет Ли-2 - воспроизведение американского пассажирского самолета Дуглас DC-3, отличавшегося надежностью, экономичностью и простотой в эксплуатации (военный вариант этого самолета производился на Дугласе под наименованием С-47).

Параллельно с покупкой самолетов DC-3 наша страна в 1938 г. приобрела и лицензию на  его производство, освоенное заводом № 84  в Химках. Выпускаемый здесь самолет именовался  сначала как ПС-84 (Пассажирский самолет з-да № 84), а с 1942г. – (Ли-2 по имени главного инженера завода Бориса Павловича Лисунова, руководившего внедрением воспроизведенной версии  в производство).

К апрелю 1941 года на заводе в Химках собрали 100-й самолет и к началу войны "Аэрофлот" располагал 72 ПС-84, остальные числились за ВВС,  5 машин имел ВМФ.

(В начале войны завод  был эвакуирован в Ташкент).

Летно-технические данные (Ли-2)

Длина, м 19,66
Размах крыла, м 29,98
Высота м.5,16
Мощность 2х1000 лс.
Макс. скорость, км/ч 320
Крейсерская скорость, км/ч 290
Дальность полёта, км 2560
Потолок, м 7350
Взлётный вес, кг 7700
Макс. взлётный вес, кг 10500
Экипаж -3 чел

Модификации  (Ли-2)

Недорогой, неприхотливый и надежный «вечный Дуглас (как его величали специалисты)   был буквально вездесущ – эти самолеты на бреющем прорывались в блокированный Ленинград и осажденный Севастополь, бомбили Кенигсберг, Хельсинки и Будапешт. На этом  самолете 9 мая 1945 года были доставлены в Москву Знамя Победы и Акт о капитуляции Германии. Внесли Ли-2 свой вклад в победу и в войне с Японией - с них  высаживали десантников в Порт-Артуре, Харбине и Мукдене. Ли-2 участвовали  в Корейской и  Вьетнамской войнах. Об их живучести на фронтах ходят легенды. Чтобы представить картину боевых будней Ли-2, приведем известный пример.

13 сентября 1943 г., когда самолет 101-го полка АДЦ с 10 эвакуированными детьми на борту возвращался с партизанской площадки Лужица, пара Мессершмиттов" атаковала Ли-2 в предрассветной мгле, что позволило советскому экипажу достаточно четко видеть противника, но и не дало возможности уйти от него. Истребители вели  огонь прежде всего по оборонительным точкам корабля, и вскоре стрелок И. И. Дробышев, радист В. Ф. Монахов были убиты, а заменивший последнего у шкворневого пулемета борт-техник Белоконь - тяжело ранен. Погиб и второй пилот И. В. Кульников. Ли-2 был здорово искалечен и держался в воздухе главным образом на желании командира корабля Асавина спасти натерпевшихся в оккупации маленьких пассажиров. Ему удалось перетянуть линию фронта и успешно посадить горящую машину на первое попавшееся поле. Никто из детей не пострадал. Своим спасением они были обязаны мужеству экипажа и высокой живучести Ли-2.

… После войны. Ташкентский завод возобновил выпуск гражданских Ли-2, а вскоре их стали производить и в Комсомольске на Амуре. Кроме этого после войны многие организации, имевшие в своем распоряжении Ли-2, своими силами приспосабливали их для решения  своих специфических задач, ранее не свойственных этим самолетам. Незаменимыми они  были в подразделениях Полярной авиации, особенно широко использовались в Арктике: доставляли  исследователей и грузы в районы Северного полюса, проводили ледовую разведку и воздушную съемку, патрулировали (с десантниками-пожарными на борту)  леса, несколько Ли-2 были оборудованы как летающие лаборатории.  По меньшей мере   четыре  машинах были оборудованы турбокомпрессорами, что позволяло эксплуатировать  их на высокогорных аэродромах Антарктиды и Средней Азии.

В интересах сельского и лесного хозяйства несколько машин переоборудовали в так называемые «аэропылы». Большая грузоподъемность позволяла эффективно применять их для борьбы с вредителями полей и лесов, однако требовались специально оборудованные аэродромы и существенные экономические затраты. В роли «аэропылов» Ли-2 ограниченно использовались в период 1948-1955 гг. С появлением в серии самолетов АН-2 от этой затеи отказались.

Гражданские модификации самолета Ли-2

Ли-2П  и  Ли-2Т. В  соответствии  с  приказом  НКАП  от  27  апреля  1945 г.  Ташкентский  авизавод № 84 с 1 мая 1945 г. перешел только на выпуск пассажирского самолета Ли-2П и грузового Ли-2Т с двигателями АШ-62ИР. Серийное производство Ли-2Т было развернуто и  на заводе № 126 в Комсомольске на Амуре (с 1946 до 1950 г.). Самолеты Ли-2П строились на заводе № 84 до 1953 г.

Ли-2ЛП (Ли-2ППЛ). – лесопожарный вариант. На этом самолете с обоих бортов были установлены дополнительные блистеры для наблюдателей. Грузовая кабина соответствовала десантному варианту, в ней размещались доставляемые к очагам пожаров парашютисты.

Ли-2ПР – самолет для ледовой  и рыборазведок.. Для этих целей носовой обтекатель самолета заменили удлиненной и остекленной кабиной наблюдателя. В пассажирской кабине разместили рабочие места гидрологов и дополнительные топливные баки. Заднее багажное отделение оборудовали средствами сброса грузов. Ли-2ПР оснащался дополнительным оборудованием: сиреной С-1, авиационным индикатором НИ-50, бортвизиром АБ-52, самолетным громкоговорящим устройством СГУ-15, а некоторые машины несли и аэрофотосъемочную аппаратуру.

ЛИ-2РТ – самолет-ретранслятор. По меньшей мере,  три таких борта использовались в качестве ретрансляторов телевизионных передач. Коллектив  интузиастов-телевизионщиков  разработал приемопередающую телеаппаратуру, которой  авиаторы оборудовали самолет на минской авиаремонтной базе.  В 1957 г. в день открытия Всемирного фестиваля молодежи и студентов два Ли-2РТ заняли в воздухе отведенные им для барражирования зоны. Специальные следящие системы, установленные на самолетах, поддерживали при разворотах постоянное направление их антенн. Один самолет принимал программу Московского телецентра и передавал ее в Смоленск. Потом изображение передавалось на второй самолет, который транслировал его в Минск, где сигнал принимался местным телецентром. Таким образом жители Смоленска и Минска увидели торжественную программу открытия фестиваля, а затем в течение двух недель имели возможность по нескольку часов смотреть московские передачи. В последний день фестиваля к программам из столицы СССР смогли приобщиться и киевляне, для чего использовался третий Ли-2РТ.

В канун 40-летия Октября самолетная ретрансляционная линия была «проложена» между Москвой и Горьким. А в 1958 г. специалисты Одесского электротехнического института связи использовали один Ли-2 для экспериментальных ретрансляций телевизионных передач из Киева в свой город. Для этого на фюзеляже была смонтирована трехэлементная поворотная антенна, а на стабилизаторе - передающая неповоротная антенна.

Ли-2Ф - самолет-аэрофотосъемщик. В пассажирской кабине был организован отсек операторов, в котором находились по одному фотоаппарату АФА-ТЭ-35, АФА-ЗЗН-20 и два АФА-ТЭ-100. Версия аэрофотосъемщика, приспособленная для выполнения фотограмметрии, получила обозначение Ли-2ФГ. Помимо СССР, такие машины применялись в Польше - пять самолетов служили в эскадре аэрофотограмметрии и три - в авиакомпании LOT. Они были оборудованы швейцарскими фотокамерами «Вилда» РС-5.

Ли-2- Метео.После войны на минском АРЗ № 407  приступили к оборудованию нескольких метеолабораторий.. Машины предназначалась для исследования атмосферы и облаков в широком диапазоне высот с использованием контактных и дистанционных методов измерения; изучения характеристик электрических зон в атмосфере, опасных для полетов воздушных судов; исследования закономерностей распространения радиоволн в различных метеоусловиях; мониторинга окружающей среды для определения зон загрязнения.

На базе Ли-2 был создан целый ряд летающих лабораторий Ли-2ЛЛ в числе которых была лаборатория, участвовавшая в первых ядерных испытаниях ( специальными заборниками брались пробы из радиоактивного облака и производилась аэрофотосъемка).

Всего с 1939 по 1953 г. были построены  порядка 5000 экземпляров самолетов ПС-84 (Ли-2) самых различных модификаций. При этом Ли-2 благодаря   надежной конструкции и простоте ремонта отличались долгожительством и эксплуатировались очень долго. Особенно в полярной авиации. Один из Ли-2 выпуска 1952 г., восстановленный  в 1992 г. энтузиастами Федерации любителей авиации  совершал полеты в России  еще в течение 12 лет и все же он был потерян в июне 2004г.*

Известно, что команда венгерских авиареставраторов восстановила, оформила в фирменных цветах  а/к Malev  и подняла в воздух свой Ли-2. Этот самолёт демонстрировался  в 2012 г.на  авиационной выставке  в Германии, куда прибыл из Будапешта по воздуху.

Таким образом, жизнь легендарного Ли-2, благодаря энтузиастам, можно сказать, продолжается. Он стоит на постаментах в качестве памятников во многих городах, в частности, в аэропорту Елизово (Петропавловск-Калмчатский), в городе Байконур, Салехарде, Комсомольске-на Амуре, посёлке Черский, посёлке Храброво Калининградской области, поселке Гаровка-2 под Хабаровском, в  нескольких музеях авиации.