Индекс материала
спецсамолеты
К.А.Калинина
Н.Н.Поликарпова
В.Б.Шаврова
Г.М.Бериева
А.Н.Туполева
А.С.Яковлева
О.К.Антонова
Б.П.Лисунова
С.В.Ильюшина

 

Гражданские самолеты специального  назначения А.С. Яковлева (1906–1989)

Александр Сергеевич  Яковлев родился в Москве. Во время учёбы в школе он начал заниматься в авиационном кружке, где сконструировал свою первую летающую авиационную модель. В возрасте 18 лет  создал первый планер АВФ-10 и его признали лучшим в СССР по результатам соревнований. Поступил на работу в Военно-воздушную академию им. Жуковского, в 1927 стал студентом, продолжая на общественных начала строить опытные образцы легкомоторных самолетов, постоянно ихусовершенствуя..

Окончив академию в 1931 г., уже в 1932 г.  построил самолет АИР-6. Особенностью этого самолета, как и многих  других конструкций Александра Сергеевича, была большая дальность полета. В 1933 г. на самолете АИР-6 поплавкового варианта был превышен официальный международный рекорд дальности для гидросамолетов. С 1935 года А. Яковлев  становится Главным конструктором  Спецавиатреста Авиапрома, и остаётся на  этой  должности до 1956 года. С 1956 по 1984  А. Яковлев -  генеральный конструктор Опытно-конструкторского бюро.

За время работы в Опытно-конструкторском бюро Александр Яковлев руководил созданием более 200 типов летальных аппаратов и их модификаций. Большая их часть выпускалась серийным производством.  А. Яковлев был одним из первых, кто начал конструировать реактивные самолёты. А. Яковлев также создал первые самолёты вертикального взлёта и посадки. В 1947 году А. Яковлев сконструировал многоцелевой лёгкий самолёт ЯК-12, а начиная с 1960 года была разработана целая серия спортивных самолётов.

В 1966 году был спроектирован ЯК-40 – первый реактивный самолёт местных линий. Это единственный самолёт в Советском Союзе, который имел западный сертификат по нормам лётной годности. В 1975 году А. Яковлев конструирует ближнемагистральный лайнер ЯК-42, который стал самым экономичным из всех советских лайнеров. В 1983 году в ОКБ начали проектировать беспилотные летательные аппараты. Сейчас в ОКБ им. А.Яковлева проектируют различные виды самолётов: боевые, учебно-спортивные, пассажирские и многоцелевые аппараты.

Легкий многоцелевой самолет АИР-6

При поддержке и на средства  Осоавиахима,  во внеурочное время рабочие авиазавода им. Менжинского   в 1932 г. под руководством Яковлева построили  легкий самолет АИР-6 (так конструктор называл все  свои первые  легкие самолеты - от АИР -1 до АИР-8 -  в честь тогдашнего Председателя Совнаркома СССР Алексея Ивановича Рыкова). Наибольшую известность получил самолет АИР-6, задуманный как средство связи  глубинных населённых пунктов с районными и областными центрами (после ареста в 1937 г. А.И Рыкова  самолет АИР-6  обозначался как  «Я-6»). В широких массах  за ним закрепилось название - «исполкомовский самолёт» или «летающий автомобиль».

АИР-6 - первая серийная машина А. С. Яковлева. Конструкция самолета  смешанная. Фюзеляж сварен из стальных труб, обшивка фюзеляжа — полотняная. В  кабине спереди размещено сиденье для  пилота, за ним — диван на два места для пассажиров.

В период с 1934 по 1936 гг. было выпущено более 900 экземпляров АИР-6 разных модификаций со сменяемыми шасси (на поплавки). 20 машин  было исполнено в санитарном варианте: у них в левом борту была треугольная дверь, в кабине устанавливались стандартные носилки и имелось место для медработника. На поплавковых АИР-6 летчики ГВФ открывали и обслуживали  гидролинии  Сибири и Дальнего Востока.

Основные данные АИР-6: взлетная масса — 961 кг,полезная загрузка -340 кг,
максимальная скорость — 170 км/ч Дальность полета -700 км,.

 

 Послевоенные самолеты Яковлева, используемые в  авиации специального применения

Многоцелевой самолет Як-12.

В 1946 г.  планом восстановления и развития народного хозяйства предусматривалось  восстановление и развитие местных воздушных линий,  развитие и массовое использование авиации специального применения в борьбе с вредителями сельского хозяйства, в санитарном обслуживании населения... Для выполнения этих задач требовался новый самолет, способный заменить широко используемые в народном хозяйстве  По-2. Такой многоцелевой легкомоторный самолет был спроектирован и построен в ОКБ А.С. Яковлева в 1947 г. под названием Як-12. Первый  его полёт состоялся 20 октября 1947 года. После успешно проведенных испытаний  был запущен в серию на заводе в Долгопрудном.

По схеме  Як-12 подкосный высокоплан с неубирающимся шасси. Основу фюзеляжа составляла ферма, сваренная из стальных труб. В носовой части обшивка дюралевая, в хвостовой полотняная, натянутая на деревянную опалубку. В последующем конструкция Як-12, первоначально смешанная, постепенно менялась в сторону замещения дерева дуралюмином при сохранении общей полотняной обшивки всего самолета. На новых моделях устанавливались и более мощные двигатели мощностью 260 л.с. Первоначально самолёт был двухместным, более поздние модификации - трёх  и четырёхместные. Як-12 использовался в качестве  санитарного, сельскохозяйственного, патрульного, учебного, буксировщика планеров в аэроклубах, для парашютного спорта и других вариантах. Четырёхместные модификации использовались в ГВФ на местных авиалиниях.

В 1948-1959 годах на двух заводах изготовлено более 3000 самолётов Як-12 различных модификаций. Поставлялся на экспорт в Венгрию, Чехословакию, Югославию. Выпускался по лицензии в Китае и Польше. Отдельные экземпляры продолжают летать и сейчас.

Летно-технические характеристики Як-12М

Экипаж, число пассажиров, чел.-  3
Мощность двигателя л.с.-260
Размах крыла, м – 12,6
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг -1450/1026
Полная нагрузка, кг- 424
Максимальная скорость у земли, км/ч - 182
Практический потолок, м- 4160
Максимальная дальность, км- 765

Основные модификации самолёта Як-12:

Як-12МС - поисково-спасательный (опытный). Отличался дополнительным оборудованием, блистерами на дверях кабины. Изготовлен в 1958 году.

Як-12С -  санитарный вариант (1948 г.) под одного больного на стандартных носилках, с дверью в левом борту. Собственно медицинская нагрузка - 175 кг. т. е. было место и для медработника. Як-12С по всем показателям намного превосходил У-2С.

Як-12СХ - сельскохозяйственный вариант для проведения авиационных химических работ с  соответствующим оборудованием: с баком для химикатов, устройством для их рассеивания, имевшим вид фигурно изогнутого листа под фюзеляжем, или же механизмом с ветрянкой для разбрасывания посевного материала (как аэросеятель), или же для разбрызгивания химических жидкостей аналогично таким же устройствам самолета По-2АП.

Як-12УТ - учебно-тренировочный. Отличался двойным управлением, составом оборудования.

PZL-101 "Гаврон" - польская модификация Як-12М. Разработан в 1958 году. В 1960-1969 годах изготовлено 325 самолётов.

"Шеньянг-5" - китайский вариант Як-12.

Самолет Як-40

Разработка началась в апреле 1965 г. Первый полет состоялся 21 октября 1966 г. Як-40 стал первым в мире реактивным самолетом для местных авиалиний и первым из советских самолетов получил сертификаты летной годности Италии и ФРГ.

Як-40 - самолет с малой удельной нагрузкой на крыло, с большой подъемной силой, оснащенный тремя двигателями. Самолет может взлетать и садится на грунтовые аэродромы. Первоначально самолет выпускался с взлетной массой 14,7 т и числом мест 27. Позднее приступили к выпуску улучшенного варианта с взлетной массой 16,1 т и числом мест 32.

Серийное производство было налажено на Саратовском авиационном заводе и продолжалось с 1968 по 1981 г. Всего было  построено 1011 самолетов, из которых 125 продано на экспорт в 18 стран (Ангола, Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Замбия, Италия, Камбоджа, Куба, Лаос, , Польша, Сирия, Чехословакия, ФРГ, Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Югославия).

Проектируя Як-40, ОКБ заложило в его конструкцию избыточный запас прочности и приспособило самолет к полетам с грунтовых аэродромов. Як-40 был максимально простой машиной, рассчитанной на наземный и летный персонал средней квалификации (за прочность его прозвали железным окурком, а из-за высокого расхода топлива - истребителем керосина).

Основные характеристики Як-40

Экипаж: 3 чел.
Пассажиров:  27- 40  человек (в зависимости от варианта компоновки))
Масса пустого: 13750 кг
Максимальная взлётная масса: 17200 кг
Силовая установка: 3 × ТРДД АИ-25
Максимальная скорость: 546 км/ч (на высоте 6000 м)
Крейсерская скорость: 510 км/ч (на высоте 6000 м)
Перегоночная дальность: 2500 км
Практический потолок: 6000 м (с пассажирами); 8000 м (перегоночный)
Длина разбега: 850 м

Модификации Як-40 специального применения

Як-40ДТС - десантно-транспортный и санитарный вариант;

Як-40К - грузопассажирский вариант с максимальной коммерческой нагрузкой в чисто грузовой конфигурации - 3200 кг.

Як-40 "Аква", "Лирос", "Метео", "Фобос" и "Шторм" самолеты-метеолаборатории.

Як-40/ М-602 – летающая лаборатория для испытания  воздушных винтов.

В конце восьмидесятых годов для нового пассажирского самолета Л-610, созданного чехословацкой фирмой Летов, мотостроительное отделение той же фирмы создало турбовинтовой двигатель М-602 и воздушный винт В-518. Для их испытания институт авиационных исследований использовал Як-40, в носовой части которого после соответствующих доработок был установлен испытываемый двигатель.